Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание»(Псал.45,25). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем (Римл.8, 34-59).
Восставши от гроба, явившись Своим ученикам и женам мироносицам, Христос приветствовал их сначала словом «Радуйтеся!» И затем, когда явился Он и апостолам Своим, первые Его слова были: «Мир вам!» Мир — потому что глубоко было их смятение: умер Господь. Казалось, погибла всякая надежда на победу Бога над человеческой злобой, на победу добра над злом. Казалось бы, сама жизнь убита и свет померк. Оставалось ученикам, уверовавшим во Христа, в жизнь, в любовь, только продолжать существовать, но жить уже они не могли: вкусив жизни вечной, они теперь были повергнуты в постепенное умирание и ожидание смерти под жестоким гонением врагов Христовых. «Мир вам!” — возвестил Господь – “Я воскрес, Я жив, Я среди вас. И уже ничто — ни смерть, ни гонения, ничто не разлучит нас и не лишит вас вечной жизни, победы Божией”. А затем, уверив их в телесном Своем воскресении, вернув им мир и несокрушимую уже уверенность веры, Христос им сказал слово, которое может многим показаться в наши дни страшным и грозным: «Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас». Эти слова, сказанные всего несколько часов после смерти Христовой на кресте, немного дней после страшной Гефсиманской ночи, после предательства Иуды, после того, как Спаситель был взят врагами, невинно осужден на смерть, выведен из стана человеческого, погиб на кресте, эти слова звучали грозно. И только вера, только победная уверенность, что Христос воскрес, что Бог победил, что Церковь стала воинством неодолимым, превратила эти слова в слова надежды и слова торжествующего напутствия.
И ученики вышли на проповедь. Не остановило их ничто, двенадцать человек сразилось с Римской империей. Двенадцать человек беззащитных, двенадцать человек бесправных вышли с простейшей проповедью о том, что в мир вошла Божественная любовь, и что они готовы ради этой любви свою жизнь отдать, чтоб другие могли уверовать, чтоб другие могли ожить и началась бы и для других новая жизнь их смертью. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии, даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. (1 Кор. 4,9-15).
И смерть была им дана: нет ни одного апостола, кроме Иоанна Богослова, который не умер бы мученической смертью. Смерть им была дана; и гонения, и страдания, и крест .»Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение; но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и в бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие – говорю, как детям — распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор.6,5-14) — но вера, вера во Христа — Бога — воплотившегося, вера во Христа распятого, вера во Христа воскресшего, вера во Христа, Который принес непобедимую любовь на землю — восторжествовала: «Сия есть победа, победившая мир — вера наша»!
От этой проповеди изменилось отношение человека к человеку. Всякий человек стал драгоценным в глазах другого. Судьба мироздания расширилась и углубилась; она разверзлась за пределы земли и соединила землю и небо — и теперь мы, христиане, по слову одного западного проповедника, являемся теми людьми, которым Бог во Христе Иисусе поручил других людей, чтобы они уверовали в себя — ибо Бог верует в нас. Чтобы они могли надеяться на всё, потому что Бог надеется на нас. Чтобы они могли пронести через горнила испытаний, ненависти, ужаса, гонения, — победную веру нашу, уже победившую мир: веру во Христа Бога, распятого и воскресшего.
Поэтому станем и мы за эту веру; станем ее проповедовать бесстрашно, станем учить ей детей наших, станем приобщать их таинствам Церкви, которые уже — до того еще, когда они могут это понять — их соединяют с Богом и внедряют в них жизнь вечную.
Все мы, рано или поздно, станем перед судом Божиим. И тогда мы ответим за то, сумели ли мы любить той жертвенной, крестной, победной любовью, которой нас — весь мир, верующих и неверующих, добрых и злых — возлюбил Господь. Да даст нам Господь несокрушимое мужество, торжествующую веру, ликующую любовь — чтобы на нашей земле воцарилось то царство, ради которого Бог стал человеком, чтобы мы стали поистине божественны, и чтоб земля наша стала истинно, подлинно — небом, где живет, жительствует и торжествует любовь.
Христос воскресе!