В прошлый раз я говорил о Закхее и о той страшной опасности, которую представляет собой человекоугодничество, тщеславие, лицемерие, страх перед мнением людским, соединенный с безразличием к голосу собственной совести или Божьего суда. Я хочу к этому вернуться. Можно избыть этот страх перед людьми двумя только способами: или гордыней, или смирением. И вот о гордыне и о смирении мне хочется сказать несколько слов.
Гордыня заключается в том, чтобы так себя поставить внутренне, развить или допустить в себе такое отношение к другим людям, к их мнению, к их чувствам, к их суждениям, чтобы уже с ними не считаться. Есть рассказ о жизни св. Макария Великого о том, как он посетил раз монастырь, и ему показали молодого монаха, который, несмотря на насмешки и презрение, всегда оставался тих и спокоен. Макарий был стар и опытен. Он не поверил, что столь молодой человек мог дойти до такой степени духовной глубины и силы, он его спросил: «Как ты можешь оставаться таким равнодушным, когда ты окружен насмешками или людьми, которые тебя осуждают?» И тот презрительно усмехнулся и сказал: «Стану я обращать внимание на лающих псов!..» Вот человек, который избыл человеческий суд, но он стал пленником своей гордости, он ушел в совершенное одиночество, уже никто ему не мог помочь. Это — не путь человеческий. Это путь, который кажется свободой, а на самом деле является предельной плененностью.
Но есть другой путь: это путь смирения. Смирение не заключается в том, чтобы постоянно о себе думать или говорить плохое. Оно заключается в том, чтобы о себе забыть, открыться суду собственной совести, суду Божию, и делать кротко, убежденно то, что должно быть, каков бы ни был человеческий суд. Латинское слово, которое нам передает смысл смирения, в этом смысле очень интересно. Это слово, humilitas, происходящее от другого латинского слова — humus, которое значит «плодородная земля». Смирение — это состояние плодородной земли. А что мы знаем о земле? Земля — безмолвная, земля лежит под нашими ногами, она всегда забытая; по ней мы ходим — и никогда не вспомним. Мы считаем, что она всегда должна быть тут, и даже благодарности ей не выражаем за это; она — забытая. И однако без неё нам не обойтись, она всегда тут. Она открыта всему; отбросы мы кидаем на неё — и она их принимает и делается через них богатой; льется дождь — она его принимает, напитывается им; греет ее солнце — она снова богатеет, и когда сеется в неё семя, она приносит богатый плод. Вот смирение и то, что оно может дать. Для этого надо забыть суд, стать безразличным к тому, что по тебе ступают, не обращать внимания, сияет ли солнце и греет тебя, или льются на тебя навоз и отбросы — всё принимать, но принимать творчески, принимать так, чтобы всё сделать живым и животворным богатством. Об этом тоже нас учит притча о Закхее: онпреодолел тщеславие, преодолел обращенность на человеческий суд, и благодаря этому достиг того смирения перед судом совести и Бога, которое как плодородную землю открыло его к воздействию Божию. Он стал живым человеком, способным жить самостоятельно под Божиим водительством. Аминь.