Говорить мы будем сегодня только о самом начале этой притчи. Христос рассказывает Своим ученикам о том, что у некоторого человека было два сына. Младший из сыновей сказал отцу: «Отец, дай мне ту часть имения, которая мне следует после твоей смерти». Отец разделил им имение, и вскоре младший сын покинул отчий дом и ушел в далекую страну жить в свое удовольствие — распутно.
Этот короткий рассказ очень для нас важен, потому что он говорит не о каком-то одном молодом человеке, и не о каком-то одном злом поступке. Здесь говорится о грехе, о том, что собой представляет грех, что случается, когда человек грешит.
Переложим это на более резкий, грубый современный язык. Младший сын живет у отца. Ему скучно в отчем доме, ему хочется простора. Его тело, его воображение, его душа полна мечты и желаний. Ему некогда ждать, когда он станет свободным, т.е. когда отец умрет; не терпится ему жить. И вот, он подходит к отцу и говорит ему: «Старик, ты зажился; некогда мне ждать, чтобы ты умер, для того, чтобы пользоваться жизнью. Пока я буду ждать — сила жизни пройдет, жажда жизни пройдет; сговоримся: сделаем так, будто ты на самом деле умер. Ты мне не нужен, ты меня родил — и довольно с меня. А нужно мне то, что ты нажилтрудом и собрал за долгую жизнь; дай мне мою долю, а я распоряжусь ей, как мне хочется»…
Разве это не те слова — жестокие, беспощадные, которые мы так часто слышим или говорим друг другу? Младшие говорят родителям; не так резко, не так беспощадно, но в сущности так же жестоко: «Ты мне мешаешь жить свободно,оставь меня жить! Ты принадлежишь другому времени; в наше время живут иначе… Это значит: Сойди с моего пути, дай мне тебя забыть, уйди, ты мне не нужен! Мне нужно только то, чем я могу поживиться от тебя»…
Но так же мы говорим и с Богом. Конечно, не такими грубыми словами, но такими же страшными поступками. Да, мы от Бога всё получили — жизнь получили, всё, что в этой жизни есть: крепкое живое тело, ум, трепетное сердце, волю, свободу внутреннюю, воздух, и поля, и небо и весну, и белую зиму, и золотую осень, и друзей, и родных, и весь простор жизни, — и мы говорим Ему: Даймне пожить, как мне хочется! Как постарею — я поживу по-Твоему, а сейчас — дай мне попользоваться этим: телом моим и весной, просторами родной земли, богатством ума, чуткостью сердца — ох, я не могу их ограничить Тобой! Умри… — этого мы не говорим, но разве мы не поступаем так: Умри!..
Вот в этом и есть сущность греха. По отношению к самому близкому человеку, к отцу, к матери, по отношению к нашим друзьям, по отношению к Богу мы поступаем именно так: Сойди с моего пути, достаточно мне того, чем я могу от тебя попользоваться; к тебе я вернусь, когда истощится юная сила…
Подумайте над этим; вы, вероятно, так ни с Богом, ни со своими родными не говорили, — но подумайте, углубитесь в свое сердце: не чувствовали ли вы когда-нибудь именно этого? Хочу жить — а мне мешают? Это грех, это — убийство, потому что грех убивает две души сразу. Подумайте и покайтесь. Аминь.