Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В течение теперь уже истекших подготовительных недель Великого Поста Церковь, словами Христа, образами евангельскими нас призывала к тому, чтобы глубоко вглядеться в нашу собственную душу и в нашу жизнь, и в то, что нужно в ней изменить, в чем нужно покаяться. Теперь наступила новая пора, время Великого Поста. В течение наступающей и уже наступившей недели мы будем слышать не о нас самих, а о том, что благодать Божия совершила над людьми, которые сумели покаяться, которые сумели обратиться всей мыслью, всей душой, всем порывом души к Богу, — что над ними совершил Господь! Один за другим будут проходить образы святых…
Но сегодня, почти на грани этих двух времен — подготовительных недель и Поста — стоит образ св. Григория Паламы. И то, что имеет он нам сказать, — такое важное, такое значительное, что на этом надо остановиться, потому что только из того, что он имеет нам сказать, мы можем понять ту славу, то величие, ту действительно Божественную красоту, которую мы видим во святых. Сердцевина учения св. Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, не есть нечто, что Бог нам дает, оставаясь вместе с тем иным по отношению к этому дару. Он учил о том, на основании опыта всей Православной Церкви, ее святых, её подвижников и особенно тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил о том, что благодать — это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщенности. Думая, что благодать является только даром Божиим, но не Самим Богом, Который Себя нам отдает, западные богословы утверждали как бы непроходимость пропасти между Богом и человеком, между творением и Творцом. Как бы ни были драгоценны Божественные дары, они остаются тварными и они нас с Ним не могут соединить иначе как любовью и благодарностью. Но нет! Опыт Церкви нам говорит о том, что благодать — это Сам Бог, Себя нам отдающий, и что принимая благодать, мы делаемся по приобщению участниками Божественной природы…
Когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они — не только люди, которые были озарены умом, очищены сердцем, а что это были люди, которые приняли Бога в себя, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему призвана вся тварь, когда Бог будет всем во всех. Будем, поэтому, радоваться о том величии нашего призвания, будем радоваться о том, что мы призваны поистине приобщиться Богу, но будем также помнить, что случиться это может, если мы совершим подвиг веры, останемся Богу верными, станем подвижниками по образу древних подвижников, которые сумели отдать кровь и принять Дух. Да даст нам Господь и вдохновенье, и силы, и желанием и даст Он нам и плоды. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014; Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.