Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я получил недавно очень меня тронувшее письмо от одного из наших прихожан, напоминающее о том светлом, добром обычае Православной Церкви пропускать детей к причастию раньше чем причащастятся взрослые. Этот обычай соблюдался всегда в Русской Церкви, в Православной Церкви; и он теперь забылся у нас отчасти потому, что нередко мать причащается вместе с детьми, а отчасти потому, что светлые, простые, добрые обычаи легче забываются…
Обновим этот обычай, но не просто как обычай, а попробовав взглянуть на то, чему такой обычай нас может научить. Дети допускаются к Причастию не только первыми, они должны бы допускаться к причастию раньше, чем будет прочитана молитва перед причастием, в которой мы, взрослые, исповедуем свою веру во Христа Спасителя, и вместе с этим, каемся в наших грехах, признаём, что мы не имеем никакого права приступить к Тайнам, и что мы прибегаем к ним в надежде, в несомненной и, однако, в незаслуженной надежде на Божию милость, на Его любовь и на то, что крестом и смертью, ужасом Гефсиманского сада, сошествием во ад Христос искупил нас и открыл нам путь к Богу Отцу, который был нам заказан и остается заказанным, закрытым для нас грехом.
Взирая на то, как подходят дети, еще греха личного, разрушающего, на себе не носящие, подумаем о том, какими и мы когда-то были, когда крещением, даром Святого Духа в миропомазании, первым причащением мы были вырваны из власти сатаны, освобождены от греховности и присоединены ко Христу, стали частью Царства Божия, живыми, трепетными, невинными, неоскверненными членами, частицами Христова всенепорочного и все освящающего Тела, местом вселения Духа Святого, детьми, сынами и дщерями Бога и Отца, причастниками уже вечности и Божественной природы… Вспомним о том, какие мы были, и подумаем, о том какими мы стали, как жизнь нас не только сломила, но, порой, и осквернила, как мы стали далеки от этого света и изначальной чистоты, которые нам были даны.
И стоя позади, видя, как подымаются причащаться дети, о которых Христос сказал: Не препятствуйте им идти ко Мне — в последний раз перед причащением Святых Тайн станем перед судом всей своей жизни, перед судом нашей совести, перед судом Христа — и покаемся; пожалеем о том, что мы отпали от этой славы; и решимся, во имя любви Божией, которая нам щедро, ласково, но и требовательно дается, — ради этой любви крестной, решимся на то, чтобы наша жизнь вернулась к своим истокам правды, света, чистоты…
Это нам надо делать изо дня в день, из часа в час, но особенно, когда мы видим, что Христос, непорочный, чистый, отдается нам с тем, чтобы мы стали с Ним едиными, горькой ценой того, что с нами делается единым Он, непорочный и светлый, с нами, грешниками. Будем так приступать; последний раз приносить Христу в видении чистых детей слёзное воспоминание о том, что было и прошло, но что еще будет, если мы с верой, с любовью и решимостью приступим к делу нашего спасения. Аминь!