Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вся церковная мысль, всё сердце Церкви устремлены сейчас к Страстным дням и к Воскресению Христову. И нас призывает Церковь к этой встрече с Страстями и Воскресением заботливо, серьёзно готовиться. Как будем мы стоять перед лицом Христовых Страстей, если сами мы сознаём, что мы во власти всех тех сил, которые погубили Христа на Кресте? Как можем мы, в храме ли, в частной ли нашей молитве и даже в нашем горьком безмолитвии стоять перед лицом того, что случилось, если мы знаем — не только умом, но всей душой — что случившееся вновь бы повторилось, если мы бы были на месте Христовых предателей, распинателей или просто тех, которые по страху не сказали ни слова в защиту Бога, ставшего человеком для нашего спасения? И поэтому Церковь нас зовёт, настоятельно, требовательно зовёт к тому, чтобы мы готовились к этой встрече, чтобы каменное, ожестевшее, холодное наше сердце мы вспахали, хотя бы ценой острой боли, и согрели так, чтобы встреча со Христом, если это даже встреча виновных с их жертвой, была бы встречей покаяния, криком души о помиловании, об исцелении, о спасении.
Сейчас мы находимся еще как бы далеко на пути; в течение нескольких недель, до поста, Церковь нам напоминает шаг за шагом о тех основных грехах, которые не только нас отделяют от Бога, но которые привели Христа к крестной смерти. И вот, в течение этих подготовительных недель, нам надо думать о себе, чтобы, когда настанет пост, нам уже о себе не нужно было думать, а можно было бы думать только о Христе, грядущем к вольной страсти, вступающем в страстные дни, побеждающем смертью смерть, воскресающем победой, зовущем нас стать детьми Царства Божия, чадами света и жизни.
Перед нами уже прошло несколько образов; в лице Закхея перед каждым из нас был поставлен вопрос: Как, перед чьим судом ты стоишь? Перед человеческим судом, порабощённый и побеждённый своим тщеславием, или перед судом Божиим, который тебе даёт силу победить тщеславие и, не обращая внимания ни на какой человеческий суд, идти ко Христу, потому что только в Нём твоё спасение.
Мытарь и фарисей поставили перед нами вопрос о формальной, холодной праведности, соединенной с гордыней, и сокрушённым сердцем грешника, который всё еще оставался грешником, но умел каяться, осознал свое недостоинство, сумел увидеть, пережить святость Божию и преклониться перед ней.
И сегодня блудный сын нам напоминает о том, что подобно ему мы всё получили от Бога и унесли всё в далёкую страну, от Бога подальше, чтобы жить по своей воле, по влечению своего сердца и своих страстей. Он — опомнился; голод ему напомнил об отчем доме. Мы не голодаем; но и над нами висит болезнь, смерть, скорбь; неужели они нам не напомнят о том, что есть где-то отчий дом, но что мы так от него далеки, что мы должны тоже, как блудный сын, опомниться и пуститься в путь, начать идти к этому дому, в покаянии и в надежде. В покаянии — т.е. в сознании, что мы недостойны быть детьми Божиими, и вместе с этим, с надеждой, потому что Бог и наш Спаситель, и наш Отец; Он нам родной, мы Ему свои.
Следующее воскресенье мы будем вспоминать о Страшном Суде; если мы не встретим Бога Спасителем, рано или поздно Он встанет перед нами Судьей; что же мы тогда скажем?… Христос говорит в Евангелии: Пока ты еще находишься на пути — договорись с своим соперником… И Отцы Церкви нам объясняют, что этот соперник — не наш ближний, который имеет на нас жалобу и, с которым нам надо примириться; не только он, но и наша совесть, которая шаг за шагом, каждое мгновение с нами идёт, напоминая, упрекая, побуждая нас, напоминая нам о нашем первородном достоинстве и о том, как низко мы пали. Примиримся с нашей совестью; она несговорчива, нам не примириться с ней на наших условиях; мы должны с ней примириться на её условиях, на условиях любви, правды, чистоты. Пока мы еще на пути, будем мириться с совестью нашей, с ближним нашим, с Богом нашим. И давайте сделаем это теперь, спеша, потому что в любое мгновение каждый из нас может умереть и стать перед судом, может окаменеть так, что уже не разобьешь этого каменного сердца, оно может так глубоко охладеть, что его ничем уже не согреешь — что будет тогда? Будем теперь мириться между собой и с собой и с Богом; и будем готовы, когда наступит Прощёное воскресенье, и дать и получить прощение и войти в Великий Пост готовыми уже не о себе думать, а о Христе, и вместе с Ним восходить шаг за шагом, с трепетом, с ужасом, как шли апостолы в тот Иерусалим, где Ему надлежало умереть и где — мы знаем, апостолы этого не знали — Он воскреснет во славе нам во спасение. Аминь.