Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы слышали сегодня притчу о мытаре и фарисее. В этой притче Спаситель говорит: И пошел из храма мытарь, более оправданный, нежели фарисей… Неужели это значит, что вся добродетель, подлинная добродетель фарисея не значит ничего перед Богом, а только один вздох мытаря спас его и превознес над праведным фарисеем?
Нет; церковная песнь нам говорит, что мы должны избежать горделивых слов фарисея и научиться высоте смирения мытарева. И одновременно говорит нам Церковь о том, что нам надо научиться подлинной, истинной добродетели; но если она нам повод превозношения — лучше бы ее не было, лучше бы не было ничего, кроме глубокого, скорбного сознания нашего недостоинства перед Богом.
Мы призваны быть славой Божией; мы призваны так жить, чтобы, видя наши добрые дела, люди воздали славу, хвалу нашему Богу, дивились бы Тому, Который нас, таких же, как другие люди, может научить такой святости, такой добродетели, какую мы видим во святых. Но одновременно, эта же добродетель должна привести нас к сознанию, что Бог бесконечно свят, бесконечно велик, и нам перед Ним нельзя хвалиться той добродетелью, которую без Него мы никак не могли бы исполнить. Добрые порывы в нас бывают; а сила их совершить, сила так прожить жизнь, чтобы она была сиянием славы Божией, может нам быть дана только Божией милостью.
И вот почему нам надо, с одной стороны, изо всех сил бороться, чтобы наша жизнь была непорочна, чтобы, глядя на нас, люди дивились, чему нас научил Господь; и одновременно, потому что, борясь за чистоту, за свет, за добро, за правду, мы осознаём всё более и более, что един свят Иисус Христос, что только Бог до предела прекрасен, мы должны научиться поклоняться Ему в смирении, в любви, в радости и воздавать Ему одному славу.
Один вздох, действительно, спас мытаря, один крик спас разбойника на кресте; одного слова из глубин нашего сердца достаточно для того, чтобы нам раскрылась Божия любовь; но мы не можем заменить этим последним криком долг целой жизни. Мы не имеем нрава рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, недостойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение мы сможем сказать: Боже, милостив, буди ко мне грешному! — и что Бог поверит нам в этих словах. Он услышит любое слово из глубин сердца, но не расчетливое слово, не такое слово, которое мы скажем, может быть, в надежде, что мы заменим целую жизнь одним пустым словом. Поэтому вдумаемся в эту притчу: сейчас время, когда Церковь нас готовит познать себя, вглядеться в себя с тем, чтобы приступить к Посту уже приготовленными. Аминь.
Опубликовано: «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.