Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня, в этом ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого Поста, вспоминаем святую Марию Египетскую. Почему это Церковь включила ее образ в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжество, воистину, ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая даётся Богом, Его любовью, Его силой и крепостью.
О святой Марии Египетской можно сказать кратко почти что всё; она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. И в какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по её жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием, и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве, всю свою жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но поистине была жизнью воплощенного духа, который ожил покаянием и ожил благодатью.
Чему мы можем научиться из этой жизни? Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается; он заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает, и что человек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога… Но блуд в широком смысле, который ему придаёт Священное Писание, — это всякая идолопоклонническая привязанность к видимому миру; мы ослеплены тем, что мы видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание, наш взор приложен только к тому, что видимо и осязаемо. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям и к Богу, мы распыляем эту волю так, что она направлена анархично, во все стороны, так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам — разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве наша воля не колеблется?…
И вот мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины; вся жизнь наша подобна ее жизни; и как она, мы порой хотим поклониться живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия, и как часто мы этого не можем сделать; как часто мы хотели бы молиться – но молитвы нет; мы хотели бы любить — но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли — а мысли разбегаются, расплываются, хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли — она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску — но крепости в ней нет… Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утёсы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: Неужели мне закрыт путь к Богу… Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото… Не так случилось с Марией Египетской; ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением…
Нам надо тоже научиться этому; никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, что бы наконец сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды…
Но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами; Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю свою жизнь превратила в благодарение Богу; она поняла, что получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила какую дивную жизнь… Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, что апостол Павел говорит, что всё нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается; но не в той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит, а в другой немощи — Богоприемной; в той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает, единственного, к чему он стремится, своими силами, но что силой Божией он этого может достичь. И тогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако может привести к пристани корабль… Это есть Богоприемная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться, и отдать себя, послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда всё делается возможным — сила Божия в немощи совершается… Вот в этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к страстным дням, когда уже не будет время ни веры, ни надежды, но зрения Божественной любви — как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером! Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.