Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мне хочется обратить ваше внимание на две вещи; каждый раз, когда мы читаем Евангелие, либо про себя, либо в церкви — отдаём ли мы себе отчёт в том, что мы повторяем, порой, те самые слова, которые Христос произнес на земле?.. Не на том языке, на котором Он говорил, не тем голосом, которым Он говорил, но это слова, которые Сам Бог, на земле, человеческим голосом, на человеческом языке произнёс, и эти слова самую человеческую речь делают святой; эти слова Он произносил, они звучали голосом человеческим, а были они словами Самого Живого Бога, ставшего человеком. И эти слова слышала Вселенная… Негромкие, тихие, глубокие эти слова звучали во всем мире… И когда мы читаем Евангелие вслух — как страшно думать, что вся Вселенная им внимает с благоговением, в священном ужасе, изумляясь тому, что Бог невидимый, непостижимый, Самый наш Бог говорит нам на нашем тварном языке; и как грустно думать, что единственные, до кого эти слова не доходят, часто, это — люди; люди, для которых они были сказаны, на языке которых они были произнесены, люди, ради которых Христос Бог стал человеком… Как благоговейно мы должны бы слушать — просто слушать! — если даже мы не в силах понять глубины, если даже мы не в силах поднять тяжести и ответить на, порой, страшный для нас призыв этих слов — как благоговейно мы должны бы слушать их, зная, что это собственные слова Бога на человеческом языке, доходящие до нас, звучащие во всём мире… Святой Иоанн Златоуст говорит, что когда мы хотим прочесть евангельскую страницу, мы должны бы помолиться о том, чтобы Господь очистил наш ум, наше сердце, выправил бы нашу волю, вымыть руки, которыми мы тронем эту священную книгу — и слушать, всем естеством своим… Св. Серафим нам говорил, что Евангелие надо на коленях читать, потому что Бог говорит. Если бы живой Бог осязаемо, ощутимо говорил нам — мы бы не стояли даже, мы стали бы на колени, мы закрыли бы глаза и открыли бы сердце и ум… Боже, разве так мы слушаем Евангелие?..
И вот сегодня мы читали о буре на море — это не рассказ только о том, что когда-то, во время жизни Христовой на земле, случилась буря; это говорит о всякой буре, о каждой буре — о бурях истории, о семейных, разрушающих, пугающих нас бурях, и о той буре, которая идет часто в нашем сердце, в нашем уме, которая выражается резким словом, которая иногда вносит нас в водоворот … И вот, когда случается такая буря, нам надо не испугаться ее, а знать, что в самом ее сердце, в самом страшном ее месте, там, где все силы зла встречаются для того, чтобы всё разрушить — стоит Христос, и что все эти силы зла об Христа как об скалу разбиваются вдребезги… Мы не видим Христа в буре, потому что мы не смотрим, мы не слышим Его голоса в ветрах и в шуме бури, потому что не слушаем… И когда мы ощущаем, что где-то в этой буре Он есть — мы не говорим как Петр: Господи, дай мне покинуть ту, хоть малую долю уверенности, защищенности, спокойствия, которая мне дана — дай мне выйти в эту бурю, дай мне пройти насквозь — и оказаться рядом с Тобой!..
Мы могли бы тогда идти по разъяренным волнам, мы могли бы устоять против бьющих нас ветров. А если на полпути мы бы испугались, потеряли веру, потеряли Христа из виду, потеряли надежду в себя — мы всегда можем, как Петр, о котором сегодня говорится, закричать всем страхом своей души, всей потерянностью своей: Господи, помоги! И Христос в этой буре нас возьмет за руку и приведет нас сначала в ладью, которая нам служила такой неуверенной защитой, а затем и на твердый берег… Христос и раньше, и теперь, и во веки веков Тот же, и то, что говорится о том, как Он жил на земле, говорится и о том, как мы живем со Христом, потому что Он с нами до скончания века. Аминь.
Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Изд-во «Христианская жизнь». Клин, 2006. Стр. 330-332.