Говение наше — предрождественское, и я хочу сначала вместе с вами подумать о Рождестве Христовом. Мы привыкли к празднику; из года в год он к нам приходит; но было время, когда люди только его ожидали, было время, когда мир был такой пустой: Богом сотворенный, от Бога отпавший, осиротелый, мир в потемках жил. Люди искали истины, правды, любви, смысла. И в каждом народе, везде, ощупью люди шли в полусвете и в полутьме. Почти весь мир искал; и единственное, на что можно было положиться, это тот свет, который у каждого горел, более ярко, более тускло, в совести, в сердце, в сознании. Ап. Павел говорит о том, что язычники жили правдой, которую Господь написал у них в сердце. Богоустремленность была, было какое-то сознание значения жизни и человека; а всё-таки это было всё так неясно, гадательно, словно тени вырисовывались, и люди что-то переживали, что-то могли уловить, и потом это всё снова терялось; не забывалось, а именно уходило в какую-то глубину, где оставалось воспоминание о чем-то виденном, пережитом, и уже неуловимом.
Это бывает и с нами, когда сердце нам подскажет что-либо, когда мы вдруг сознанием уловим какой-то проблеск вечности, и потом в душе остается неразрешимая тоска. Пророк Даниил, говоря о себе, называет себя «человеком желанья»; это человек, который нечто уловил — и потерял; и который уже всю жизнь может искать только этого, потому что без этого — он теперь знает — жить нельзя. В израильском народе, по таинственным причинам, по которым Бог одних выбирает Своими свидетелями, а других — слушателями этого свидетельства, в народе израильском, потому что ряд за рядом шли люди неразделенного сердца, богоустремленные, начало раскрываться познание о Боге всё глубже и глубже; и всё-таки это было познанием, и познанием о Боге далёком, порой пугающем… Он был свят; Его святость была такова, что к ней нельзя было приблизиться; приблизиться к Богу за какую-то черту это значило осквернить Его святость, оскорбить её. Сколько раз праведники Ветхого Завета говорили: «Увы мне! Я видел Бога, мне остается только умереть…» Святость была ослепляющая; но вместе с этим в народе было такое сильное, глубокое сознание того, что свято, что рождалось, росло, углублялось такое благоговение, такое углубленное Богопочитание. Но Бог оставался великим и далеким; некоторые пророки, в каком-то предчувствии, знали, что Он не далек, что Он удивительно близок, но вместе с этим Он оставался и для них неуловимым. Пророк Осия, которого Спаситель часто цитирует, был один из таких; он чувствовал близость Божию; он чувствовал, что Бог каким-то непостижимым образом ему родной. Уже много позже один из христианских писателей говорил, что имя «Отец» больше, чем имя «Бог», потому что, когда мы говорим «Бог», мы указываем, как Он от нас далек; когда мы говорим «Отец», мы говорим о том, какой Он нам родной.
Но это всё было чувство, вернее — предчувствие; и Израиль ждал такого откровения о Боге, которое сделало бы Его близким, своим до конца; он ожидал его через Мессию, Посланника, Помазанника Божия. Минутами, в пророческих рассказах, видениях улавливаешь какое-то недоумение, что, с одной стороны, это человек, а с другой стороны — это Бог; и недоумевали столетиями, и ожидали в надежде; ожидали с жгучей надеждой. Этой надеждой объясняется горе, которое охватывало семью, когда в ней не рождалось детей, потому что каждая семья мечтала о том, что их род доживет до времени, когда придет Помазанник Божий и когда они Ему лично послужат, и в лице последнего потомка послужит Помазаннику Божию весь род… Каждый жил тем, что когда-то он в лице своих потомков увидит Посланника, Помазанника, и жизнь свою отдаст Ему на служение. И это было так прекрасно, и мечта эта была такая высокая, и устремленность целого народа была такая значительная для всего мира, потому что эта устремленность сделала возможным то, что из поколения в поколение были, оставались верные люди, люди, верные до конца, героически верные Богу, которые могли перед другими свидетельствовать о том, что они проблесками улавливали и что другие были не в силах даже как тень почуять.
Но никто и не мечтал о том, что Бог так откроется, как Он открылся в Воплощении Сына Божия. Израиль ожидал непостижимого Присутствия, но не Бога, пришедшего в плоти. А языческий мир не знал, чего ожидать; тосковал, искал и ждал; и вся тварь ждала. Как ап. Павел говорит — вся тварь ожидает откровения сынов Божиих… и теперь ожидает последнего откровения.
И вот в мир вошел Сам Бог; Он вступил в этот мир; Бог стал человеком. В этом раскрывается что-то совершенно новое о Боге; многое раскрывается. Раскрывается, во-первых, то, что всякий верующий опытно знает, но чего не объяснишь: что это, что Бог не является понятием, не является просто непостижимым, а является Лицом, Он — Некто. И когда мы говорим, что Бог — Лицо, мы говорим о том, что можно лицом к лицу перед Богом стоять, что можно встретиться с Ним, что Он — не неуловимое понятие, что можно лицом к лицу предстать перед Ним. Для древнего мира это было на грани непонятного; минутами каким-то образом Бог становился страшно близким; в Ветхом завете есть рассказ о том, как к Аврааму пришли три Странника, которых он принял, которые стали его гостями; но эти три Странника были не просто люди, и даже не просто ангелы, как их рисует Рублев в иконе Святой Троицы; и трое, и всё время они говорят с Авраамом в первом лице: «Я», потому что они — явление Святой Троицы, явление единого Бога в трех Лицах. Гедеон встречает Ангела Божия, который говорит в первом лице, от Бога. Но это всё были видения, приближения к тому, что на самом деле оказалось реальностью; живой, личный Бог, в одном из Своих таинственных Лиц Сына Божия стал сыном человеческим. Этим мы как бы получаем уверенность, что Бог личен, что у Него есть Лик, что Он — Некто, потому что только некто может стать Кем-то.
Но раскрывается перед нами еще другое о Боге — какой Он таинственный, какой Он непостижимый! Более непостижимый, нежели Тот Бог, о Котором думали, как о Боге далеком, небесном, непознаваемом. Часто кажется нам, что вот, родился Спаситель, Христос, воплотился Бог, и теперь Бог стал не только такой близкий, но такой понятный: Дева, Матерь Его носила на руках, Его можно было видеть человеческими глазами, осязать руками, слышать Его голос — и мы забываем, или, вернее, не всегда улавливаем, что это еще более непостижимо, чем думать о Боге небесном; как Бог может стать человеком, как может вся полнота Божества обитать в плоти — вся полнота, неущербленно, неограниченно… Это был, может быть, самый большой соблазн для еврейского сознания: как может святой Израиль, святость самая, непостижимая по своему величию, как она может вступить в этот тварный мир? … И в этом раскрывается что-то, чего никогда до христианства не было; познанье того, опыт того, что полнота Божественной святости может уместиться, включиться, влиться в человечество, что человек так непостижимо велик и глубок, что Бог может с ним соединиться, не уничтожив его, не разрушив его, не превратив его в нечто иное, нежели человек… Может быть, образом этого может послужить древний рассказ о Купине неопалимой, о кусте, который пророк Моисей видел в пустыне; куст, который пламенел и горел и не сгорал.
Таким призван быть человек. Вещественный огонь, когда коснется тварного вещества, его сжигает и превращает в пепел. Божественный огонь, когда он сходит на тварь, ее пронизывает своим присутствием, и в этом огне сгорает всё, что является грехом, неправдой, несовершенством, а остальное горит ярким пламенем, но не сгорает, потому что Бог пламенем Духа приобщает к Себе тварь таким образом, что ап. Петр мог сказать, что мы призваны стать причастниками Божественной природы.
И Христос, повторяя пророческие слова Ветхого Завета, говорит: «Вы — боги, боги по приобщению; не от рождения, не по праву, а по чуду Божественной любви, которая нас рождает в тварность Своей любовью, и которая эту любовь так изливает на нас, что делает нас причастниками того, что Он Сам есть. В этом раскрывается величие человека; человек так велик, что до края его заполнить, довести до полноты его призвания может только приобщенность к Богу, только общение, только освящение. Если мы только помнили бы это — как благоговейно относились бы мы к своей человеческой природе — не только к вечному духу, не только к душе своей, но к самой телесности нашей! Тогда делается понятным то, что говорит Павел: «Будьте славой Божией, т.е. сиянием Божиим в телесах ваших, так же как в душах ваших…» И меньше полстолетия спустя, св. Ириней Лионский, который через своего наставника был учеником Иоанна Богослова, говорит: «Слава Божия, сияние Божие — это человек, достигший полноты своей…» И тот же Ириней, говоря о призвании нашем, дерзновенно говорит, что, когда кончится вся история мира, когда всё дойдет до своего завершения, когда, по слову ап. Павла, Христос, закончив Свое дело, всё отдаст в руки Отчие, тогда соединенные со Христом верой, любовью, приобщенностью через крещение, дар Духа, Тайны Тела и Крови, просто приобщенные Ему через дар Божий, мы все превратимся в одно единственное целое человечество, в одно человечество, в Нового Адама во множестве лиц, и так как один из нас является Иисус, Сын Божий, то мы все в Нем, силой Святого Духа, всепобеждающей, всевозрождающей силой благодати, станем для Бога единородным Сыном, через приобщенность сначала, мы станем во Христе, со Христом для Бога тем, что Он есть для Него… Вот еще о чем нам говорит Рождество Христово.
Но оно говорит еще о другом. Оно раскрывает перед нами тайну о Боге, о которой никто не мог даже помыслить, о которой никто не дерзнул бы мечтать, потому что она казалась бы на грани кощунства: Бог открывается нам в немощи, в хрупкости, беспомощным, отдающимся нам, чтобы, как говорит Христос, люди с Ним поступили как захотят… Образ Божий в языческих народах был либо непостижимый, великий Бог небес, либо слишком уж человеческий Бог, разделяющий с нами слабости, страсти. Или Бог, Который являлся чуть ли не понятием — но не лицом. В Ветхом Завете Бог святой, непостижимый был предметом поклонения, трепета, любви — но и страха. Сними сапоги твои — говорит глас Моисею; самая земля, на которой ты стоишь — свята … И вот, Бог во Христе нам является иным образом, как хрупкий младенец, беззащитный, Он входит, — Он, жизнь вечная, входит в область смерти и как бы ею поглощается; свет во тьме светит, но тьма его не принимает, хотя не может и задушить… И Бог раскрывается перед нами, как Бог, который так способен нас любить, что любит Он нас не только тогда, когда мы пробиваемся к Нему подвигом, не только тогда, когда тоскуем о Нем из глубин, но когда мы пали так низко, что мы потеряли и надежду на себя, и уважение к себе — всё потеряли… И вдруг является перед нами Бог, Который захотел стать одним из нас, во всём приобщиться нам; во всех отношениях быть нам подобным — кроме греха и греховности. Он рождается бессильным младенцем, в презираемом народе, побежденном, порабощенном, в оккупированной стране, не в королевском дворце, а из народа; не в славе, даже не окруженный человеческом заботливостью, а в пещере, где только Дева Матерь, хранитель их Иосиф и звери. Он начинает Свой путь там же, где Он его кончает — вне стана, вне человеческого жилья, одиноко, окруженный только теми, которые с Ним соединены верой, ибо без веры Божией Матери Воплощение было бы таким же невозможным, как без творческой воли Отца, без соизволяющей воли Сына, без действующей воли Святого Духа: «Се, раба Господня, да будет Мне по воле Твоей…» — говорит Пречистая… Вне стана, в пещере… Одна из древних икон изображает Рождество очень строго и значительно: мы видим пещеру, не только темную, но совершенно черную, и в этой пещере из розового камня построен алтарь, алтарь для жертвоприношения; и на этом жертвеннике лежит новорожденный младенец Христос; сказано всё: Сын Божий делается сыном человеческим с тем, чтобы родиться в смерть, родиться на заклание; Агнец Божий, закланный еще до сотворения мира. Здесь мы видим что-то страшное и дивное; дивное, потому что в ответ не на святость, не на подвиг, а на сиротство, оставленность, тоску человечества Бог отвечает действием, которое является приношением, с Его стороны, Себя Самого в жертву. Человечество плачет о своем одиночестве, о потерянном рае, о том, что далеко оно теперь от Бога, и Бог Себя отдает НА СМЕРТЬ… В Рождестве Христовом еще как бы нет ответа человечества на любовь Божию; есть только вера, делающая Воплощение возможным — но только позже ответит человечество, приняв Христа и последовав за Ним крестным путем в Гефсиманский сад, на Голгофу, из тысячелетия в тысячелетие.
Бог явился нам плотью. И Бог нам открылся в Воплощении Своем как Тот, Который нас не стыдится. Когда мы потеряли всю надежду, всё уважение к себе, мы можем вспомнить, что Бог таких как мы не постыдился, что Он взыскал овцу погибшую, мытаря, разбойника, блудницу, что пришел Он не к праведным, а к грешным, что Он никогда никого не стыдился, что как бы низко мы ни пали, оказывается, что Он снизошел еще ниже в Своем смирении, что нет такой глубины, куда бы Он не спустился сострадательной Своей любовью, приобщенностью Своей к нам. И если мы содрогаемся ужасом, когда мы думаем о себе, то каким ужасом содрогался Христос, когда Он сходил в глубины человеческого ада. Мы в каком-то отношении, своей греховностью, несовершенством, падениями приобщены злу; где-то такое мы с ним — и это ужасно — сроднились; оно для нас не является беспросветной тьмой; мы привыкли к этим потемкам. Но Христос, Свет, Чистота, Святость и Совершенство погружается в эту тьму, переживая ее как беспросветную тьму, как последний, предельный ужас, Он приобщается к области смерти, которой Он чужд, потому что Он — жизнь самая; Он входит в область греха и смерти, и тьмы так, как никто из нас в нее не войдет и не познает. И это всё — по любви к нам, чтобы у нас было кого встретить лицом к лицу; нет глубины падения, нет глубины ужаса, где бы мы не могли встретить Его. Было время, когда творческое Божественное слово вызывало из небытия одну тварь за другой, произносило слово творческое, имя, и эта тварь возникала; и в это мгновение совершенной новизны каждая тварь оказывалась лицом к лицу с Творцом, лицезрела Божественную любовь, Которая ее призвала к пиру вечной жизни. И одновременно каждая тварь, озираясь, видела в славе Божией, в славе новосотворенности, каждую другую тварь. После падения мы ослепли к видению этой славы друг во друге; нам закрылась эта глубина человека, где всё еще сияет образ Божий; святые умеют его видеть; святые умеют видеть в падшем грешнике святую икону. Один из отцов пустыни говорил: «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего…» Христос в каждом человеке видел его святость возможную, его возможную чистоту, его возможное перерождение, но едва ли во Христе, воплотившемся могли видеть то, пережить то, чего давно не было пережито; природа слушалась гласа Христова: море утихало, ветер улегался, умножался хлеб и рыба, которую Он раздавал в пустыне, хлеб и вино делались Телом и Кровью Христовыми; тварь познавала Господина своего. Но и человеку была дано это видеть; помните слепорожденного, как Христос ему открыл очи: когда эти глаза открылись впервые, они встретили лик, и это был лик Божий, это был Бог, открывающийся ему телесно; его глаза встретили взор, и это был взор Божий, Бог, глядящий на него всем Своим состраданьем, всей Своей любовью, Который его увидел в его слепоте, и Которого он теперь сам видит; видит в Его смирении, постигая состраданье, любовь, милость, но не ослепленный непостижимой славой, о которой Григорий Нисский говорит, что слава Божия, сияние Божие таково, что когда тварь глядит на него она видит только мрак, потому что она стоит ослепленная преизбытком этого сияния; мрак не как темноту, а как непостижимую тайну. Было время, когда Моисей просил Бога о том, чтобы видеть Его лицом к лицу во всей славе Его нетварной святости; человек этого не мог пережить; но Моисею было дано видеть, как бы проходящего мимо него, уходящего Бога; не лицом к лицу, а каким-то образом уловить Его присутствие. Один из Отцов Церкви говорит нам о том, что хоть мы не можем лицом к лицу видеть Бога, но минутами мы чуем Его присутствие и улавливаем, как Он проходит мимо, и тогда остается в нашей душе трепет, ужас о том, что Он может пройти — и мы тогда должны встать и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел, спешить, спешить по Его следам… Так спешили все святые; когда Христос явился на Иордане, на следующий день после Своего Крещения, Иоанн Креститель сказал окружающим его: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя, Который подымает на Своих плечах как бы, грех мира…» И двое из учеников Иоанновых оставили своего учителя и последовали за Христом. Они оставили учителя потому, что больше других они поняли его учение: он был только предтеча, предшественник; он пришел для того, чтобы уготовать путь Господень, чтобы приготовить сердца людские; но, когда пришел Тот, Которого ожидал Иоанн и ожидала вся тварь, и ожидал весь мир, Иоанну осталось только уходить на убыль, для того, чтобы в полной мере вырос перед людьми Христос. И эти ученики оставили своего учителя, потому что они глубоко поняли его учение. И Христос остановился, и они оказались лицом к лицу с Ним. И Спаситель их спросил: «Чего вы от Меня хотите? …» — «Мы хотим знать, где Ты обитаешь…» Слова простые; но мне вспоминается, что о них как-то сказал владыка Иоанн Шаховской: что за этим стоит целая глубина; Христос их взял с собой, и они с Ним провели день в той хижине, в той лачуге, в том доме, где Он тогда жил; Он жил среди людей как человек; но одновременно Он был Сын Божий; и незримо и непостижимо Он сидел на престоле одесную Бога и Отца. И когда ученики стали следовать уже за Ним в течение Его земного пребывания, оказалось, что Он живет и среди людей, и в глубинах Божиих, и отверженный людьми, в пустыне, в Гефсиманском ужасе, и в Голгофской богооставленности, и в аде, и в раю с разбойником, всё исполняющий Собой, ничем не ограниченный, и вместе с этим всецело присутствующий, везде, где Он был… С нами Бог, теперь; с нами Бог неразлучно, в нашем унижении и в нашем искании, наш спутник в течение всей нашей жизни, везде, всегда, младенец с младенцами, юноша с юношами, зрелый муж с теми, кто созрел; путник из Иерусалима в Эммаус; неузнаваемый, порой, но идущий с нами и говорящий с нами о тайнах жизни, пока не доведет нас до познания их; и всё это по сострадательной, крестной любви Божией, которая является нашим спасением и нашим прощением.
И вот о прощении, перед тем как мы проведем общую исповедь, я хочу с вами говорить, потому что Спаситель нам сказал: «Какой мерой вы мерите, такой измерится; прощайте друг другу грехи ваши…» И Он дал нам меру: семьдесят раз седмерицею в течение одного дня. И Павел говорит, или Петр: «Не давайте солнцу зайти во гневе вашем…» Об этом мы будем говорить позже. А затем я предложу тем, которые хотят провести некоторое время в тишине и молчании, пойти в церковь посидеть. А тех, которым молчание и сосредоточенность в нем не по силам, которые хотят пообщаться друг с другом — не в пустом разговоре, а в размышлении над тем, о чем шла речь, я попрошу здесь остаться.
—
В конце прошлой беседы я говорил о том, что Воплощение Сына Божия, приход Христа на землю — плод такой сострадательной Божией любви, которая выражается в прощении грешника со стороны Бога, в прощении, которое в себе несет благодать обновления, в прощении, которое не заключается в том только, что Бог отменяет гнев, переменяет гнев на милость, а в том, что Его прощение может возродить человека. И вот мне хотелось бы с вами вместе подумать о том, где начинается прощение.
Нам всегда кажется, что простить это значит забыть. И это неправда; прощение не заключается в забвении; обида может пройти, воспоминание о ней может загладиться через годы; но человек всё же не простил. С ним ничего не случилось — только пропала память; но случись что-нибудь, что обновит эту память, что снова сделает живым умершее воспоминание — все горькие, злобные чувства могут в нем восстать. Прощение начинается гораздо раньше; и понять, в чем заключается прощение, мне кажется, мы можем только, вдумавшись в то, как прощает нас Бог.
Если мы вспомним рассказ Ветхого Завета о падении человеческом, вспомним и о том, что дальше случилось, мы увидим, что когда человек отвернулся от Бога, от Него отрекся — жизнью, не словом — то Бог остался ему верен; и через весь Ветхий Завет, не говоря уже о Новом, красной нитью проходит именно эта мысль, что Бог верен даже тогда, когда человек оказывается неверен. В целом ряде пророчеств, в целом ряде псалмов явно выступает мысль о том, что человек подобен неверной жене, которая забыла первую свою любовь, ушла от мужа в блуд — но муж остался верен до конца. И только стоит неверной жене вернуться, как она находит его таким, каким она его оставила: с неизменной любовью, с безграничным состраданьем, способным ее принять. И это очень важно нам помнить, что любовь Божия неизменна. Это не значит, что она остаётся одной и той же по-своему как бы содержанию; но она остается одной и той же по своей глубине, по своей необъемлемой широте. Эта любовь бывает ликующей радостью, когда из небытия восстают твари, когда грешник кается, когда любовь торжествует над разладом или ненавистью; она бывает неизбывным горем, когда человек падает, когда он отказывается от спасения, когда он как бы заживается в стране далекой, чужой, в стране, где нет жизни. Радость и горе представляют собой ту же любовь; радость Творца и Отца, и ужас Гефсиманского сада и Креста и сошествия во ад выражают одну и ту же любовь, не большую, не меньшую, но такую разную. И прощение Божие коренится именно в этой любви, в этой боли Божией, в этой крестной, распятой Божественной любви. В каком-то отношении Бог не судит; Бог распинается. Любовь Божия является судом над миром, потому что если мир на любовь не ответит любовью, покаянием, то он пропал. Но это другого рода суд, нежели человеческий суд, когда осуждается человек; осуждается здесь зло, и от этого зла гибнет на кресте воплощенный Сын Божий, плотью, человечеством Своим умирает.
И прощение начинается не с момента, когда грешник кается, не с того момента, когда грешник уже настолько изменился, что он вступил на путь возрождения; прощение начинается с момента, когда Бог не отрекается от падшего человека, когда Бог не произносит над ним суда, а берет на Себя мучительные, убийственные последствия человеческого греха. Вся история Ветхого Завета, вся история мира, всё содержание Евангелия в том, что Бог пришел не судить мир, а спасти мир, что Он стал человеком, чтобы всё с нами разделить, за исключением греха, чтобы умереть от нашего греха, от нашей потери Бога, чтобы мы могли жить, если мы только это поймем. Прощение начинается тогда, когда Бог — или человек — берет на себя все последствия чужого греха. Когда человек против нас поступает плохо, если мы внутренне говорим: «Я его любил, хотя не знал, что он способен на такое зло и жестокость — неужели я перестану его любить теперь, когда я это знаю?! Ничего ведь в нем не изменилось — только вышло наружу то, что было сокровенно, но и то не самая его сущность; его сущность — образ Божий, а не изуродованный лик, который мне предстал в момент гнева и отчуждения…» Человека, который нас унизил, оскорбил, погубил, можно принять так, как Христос нас принимает: как крест. На кресте страдают, истекают жизнью, умирают; по отношению к человеку бывает и то, что, взяв на свои плечи человека, весь его грех, его неправду, его уязвимость и слабость, мы должны его нести. Но нести не героически, как нам бы это хотелось, не нести из погибели в жизнь, с поля поражения на место победы, а нести, порой, целую жизнь, или долгие годы, как Христос нес Свое человечество, наше человечество, как Он нес Свой крест, зная, что на этом кресте Он будет медленной смертью умирать, беззащитный, распятый, пригвожденный, что жизнь будет течь из Него, как кровь, что в какой-то момент, может быть, дойдет до Него последнее, самое страшное искушение — что всё это, может быть, и напрасно? — как пришло оно Иоанну Крестителю, когда перед смертью он послал своих двух учеников ко Христу Спасителю спросить: «Ты ли это, или должны мы ждать другого?» — страшный вопрос, который значит: «Если это Ты, то моя жизнь сейчас завершается смертью; я сходил на нет в течение всей своей жизни, чтобы Ты вырос в полную Свою меру, и теперь я сойду на нет окончательно, чтобы остался только Ты перед взором людей; но если это не Ты — тогда всё было обманом; я был обманут, когда думал, что меня призвал Бог; я был обманут, когда я от всего отрекся ради Тебя грядущего; я был в обмане, когда проповедовал покаяние и приход Господень; и теперь, обманувшись всей своей жизнью, всем содержанием этой жизни, сходив на нет в течение целого ряда лет, я вступаю в уничтоженье напрасно…»
Это бывает с человеком, который так, как я говорил, берет на свои плечи, берет на свою душу, берет в свою жизнь чужое горе, чужое безумье, чужую злобу, чужую неправду, чужое страданье другого человека, и несёт. В какой-то момент и он может себе поставить предтечев вопрос, и ответ ему всегда только предтечев: «Христос не ответил ученикам Иоанна Крестителя: Да, это Я; пойдите к своему учителю и скажите: Ты не ошибся, ты был прав, твоя жизнь сейчас завершается смертью, которую ты воспринимаешь сознательно за Сына Божия…» Он ему сказал словами пророка Исаии: «Пойдите к Иоанну и скажите ему, что вы видели: слепые прозревают, глухие слышат, хромые исправляются, нищие благовествуют; блажен человек, который не соблазнится о Мне…» И Иоанн умер только с этим ответом… Так бывает и с нами; мы можем поставить этот вопрос, и на него ответ только: «Верь до конца, до смерти включительно — верь, и этого для тебя достаточно.»
Когда Иаков и Иоанн обратились к Спасителю с просьбой им сесть одесную и ошуюю, по правую и левую руку восторжествовавшего воскресением Своим Христа, забыв о том, что до воскресения должно прийти распятие и страсти, Христос сказал: «А готовы ли вы погрузиться в тот ужас, в который Я должен быть погружен? Готовы ли вы испить ту чашу, которую Я буду пить?…» Когда они ответили: «Да, готовы», Он ответил: «Чашу, которую Я буду пить, вы изопьёте, крещением, которым Я буду креститься, и вы креститесь…» — и этого достаточно было. Они должны же были знать из опыта трехлетнего общения со Христом, из всего рассказа Ветхого Завета, из всех явных речений пророческих, что Бог верен, и что если мы верны, то нам нечего бояться. Но это — ответ веры; это не утешительное слово о том, что «всё будет хорошо», это — предельное требование: «Неси крест, проводи ночь за ночью, пасмурный день, который страшнее ночи, в Гефсиманском саду; отдай себя на распятие, как Я отдал Себя, сказав: «Никто не отнимает у Меня Моей жизни, Я ее свободно отдаю… Умри!» — Но тогда мы ставим другой вопрос: «Господи, когда всё это будет происходить, когда этот ужас будет со мной совершаться — будешь ли Ты со мной?!…» И перед нами образ Спасителя Христа: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» — кричит Он в предсмертном томлении и муке с креста. Нет; Он должен пережить предельное, последнее одиночество Богооставленности. Потому что Он выбрал предметом Своей любви грешников, т.е. отверженцев, отпавших, пропавших, и сказал: «Я с ними буду заодно, через жизнь и через смерть». Ему надлежало пройти через отверженность со стороны людей, которые отвергли грешников, и пройти через оставленность со стороны Бога, чтобы до конца разделить судьбу отпавшего, потерявшего Бога…
И нам, порой, надлежит пройти через то же самое, если мы только всерьёз, не играя жизнью и смертью своей и чужой готовы сказать: «Я готов свою жизнь истощить, я готов свою смерть истощить для того, чтобы иметь право сказать: Да, я простил…» Без условий, несмотря на то, что человек был плох, не в надежде, что он будет иной, а для того, чтобы он не остался один, один в ужасе своей отверженности, мы должны быть готовы и на это.
Это образы прощения самого предельного, самого страшного; нам не приходится так переживать тайну прощения; когда кто либо нас обидит хоть бы самым кровным образом, у нас есть возможность, потому что мы всё это знаем, сказать: «Ты — жертва, ты жертва своей немощи, ты жертва того, что случилось в жизни твоей, ты жертва темных, разрушающих сил и падшей природы и падших демонов — я тебя не оставлю, я с тобой останусь, я не отрекусь от тебя, я не произнесу над тобой суда — иначе ты останешься один — и этого я не допущу; как Христос не допустил человечеству остаться в страшном одиночестве своей обезбоженности, своего падения». Бывает, что на это люди отвернутся от нас; бывает, что люди скажут: раз он с такими людьми общается, то и он таков! Это же говорили о Христе, — почему о нас этого не скажут? Мы можем оказаться отверженными людьми, мы можем от боли, от ослепленности страданьем, подумать, что мы и Бога потеряли — но в этом предел подвига прощения.
Но забыть мы не имеем права, потому что, только не забывая можем мы пребыть, остаться в этом подвиге, иначе, простив и забыв, мы с себя сбросили крест, простив и забыв, мы можем и человека забыть, и его нужду, и его немощь, и прощенный останется таким же одиноким, каким он был до прощения. Нам надо помнить слабость человека, с тем, чтобы быть готовыми в любое мгновение его защитить от его слабости, его поддержать в его немощи, быть с ним, если он снова падет, поддержать его с тем, чтобы он снова восстал. А для этого надо помнить, потому что иначе мы дадим человеку снова погрузиться в тот мрак, который въелся, было, в жизнь и душу. Если так думать о прощении, тогда действительно понятно делается то, что Павел говорит: «Друг друга тяготы носите…» Мы часто думаем, что тяготы, это значит те трудности жизни, которые перепадают другому; но последняя тягота, которую нам надо нести, это самого человека, всего человека — не трудные обстоятельства его жизни, даже не трудные свойства его характера, а всю тяжесть его человечества. Иногда человек и не зол, и не плох — но он могильным камнем лежит на нас; не грехом своим, не неправдой в нем, а чем-то более глубинным; какой-то мертвостью, безжизненностью. И это нам надо нести; и наше прощение заключается в том, чтобы нести и никогда не оставить.
Но научиться так нести и так прощать мы можем только если мы научимся самих себя нести и принимать прощение, которое нам дается от Бога. Настаивает на этом Серафим Саровский, настаивает на этом Христос, когда Он говорит, что мы должны друг друга любить как самих себя; пока мы не научимся себя прощать, как я сказал, себя любить такой любовью, то мы никогда никому не сможем простить. Что же значит прощать себе? Конечно, это не значит говорить: «Зло, которое во мне — не зло; зло, которое я творю, не так уж значительно — не всё ли это равно?…» Нет; это значит, что во мне образ Божий должен терпеть пораненность, оскверненность, изуродование, как бесконечно прекрасный Сын Божий нес на Себе уродство, унижение нашего человечества. Мы должны верить в то, что в нас, в сердцевине нашего бытия всё еще сияет, или, может быть, только мерцает свет Божий, что образ Божий в нас не стёрт, что мы подобны древней картине, портрету, иконе, которая много, много раз подвергалась изуродованию — силами природы, неумелой кистью позднего художника, глумлением, злобой ненавистников; но что это осталась всё же святыня. Как бы она ни была изуродована, изранена, может быть, до неузнаваемости, это — святая икона, освященная, благодатная. И так мы должны относиться к себе, с одной стороны сознавая, до чего изуродована икона в нас, образ Божий в нас, и, с другой стороны, что при всей изуродованности мы, МЫ, каждый из нас, — святыня, святой образ Божий, которому во время богослужения воздается почитание каждением, который обновляется причащением Святых Тайн, который так дорог, свят для Бога, что Он соединяется с ним Телом и Кровью Своими, внедряя в нас благодать, давая нам Духа Своего Святого… Как бы мы ни были изуродованы, мы это уродство должны носить, нести на своих плечах как крест, но никогда не поступать так, как распинатели Христовы, которые, видя человека, несущего крест, называли его преступником. Мы должны любить себя; не того мелкого «я», ничтожного «я», который жаден, пуглив, малодушен, легко соблазняется — нет! — а того истинного человека, который в нас есть. А того человека, мелкого, которого мы легко презираем и отвергаем, и который поэтому не может перемениться, потому что от оскорблений и унижений человек великим не делается — того жалеть, и сострадательной любовью так любить, чтобы он мог в себя поверить, поверить, что он — неотъемлемая часть святой иконы, неотъемлемая часть Божественного образа, что через него образ Божий сияет на земле, как бы тускло он ни сиял, вызывая к себе всё святое, что земля может только предложить: состраданье, любовь, жалость, а порой и гнев — но добрый гнев, гнев, который рождается от того, что иногда так трудно видеть, как человек себя самого отвергает, в то время как Бог становится человеком для того, чтобы как раб ему служить и Как Творец его сделать новой тварью….
Если мы должны научиться так прощать, как прощает Бог во Христе, так любить, как умеет любить Бог во Христе, мы должны начать с себя, потому что пока мы не сумеем принять прощение, мы не сумеем его и давать. А принимать прощение не всегда легко; никакой человек не вправе сказать: я себя прощаю — потому что это значило бы сказать: «Да не важно, как я поступил, что я сделал, не важны последствия зла, которое во мне жило или всё еще качествует!» — этого никто сказать не может. Но можно прийти к Богу, Ему всё о себе рассказать; можно прийти к другу, в лице которого всё человечество любовью может отозваться на нас — и всё ему сказать; и услышать, через священника, Бога говорящего: «Не будь безумным — разве ты не знаешь, как тебя любит Бог? Разве ты не понимаешь, что в Его глазах твоя цена, это вся жизнь и вся смерть воплощенного Сына Божия? что как бы в выкуп за тебя, взамен тебя Он отдал на смерть Сына Своего — разве ты не понимаешь, какая любовь на это может пойти?… Его любовь бывает радостью и горем — но никогда тебя не оставляет…»
И мы можем услышать и от человека, священника или друга нашего: «Перестань себя корить, ты нам брат, ты нам сестра, мы тебя любим всецелой любовью, мы готовы, как Моисей, сказать Богу: Если Ты народ не спасешь, то и меня не спасай!» — как Павел сказать: «Я ж готов быть отверженным Богом, лишь бы только спасся мой народ…» Это может только любовь, состраданье сказать — не добродетель, а только любовь. Поэтому свидетелями Божиими являются не обязательно самые лучшие люди, а те люди, которые прошли через такое страданье, что они научились жалеть, любить, прощать и нести крест. Это могут быть люди, по-человечески говоря, не «добрые», не «хорошие», — но способные сострадать. И эти люди говорят о Боге большую правду, чем праведники, произносящие лживыми устами суд, который они приписывают Богу и который Ему не принадлежит, который Он не произносил. Какой-то подвижник молился Богу, прося Его ему открыть, какое соотношение между правдой Божией и милосердием Божиим. И Бог ему сказал: «У Бога два лика — один называется правда, другой называется милосердие, и когда ты видишь тот лик, который называется правдой, обращенный к человеку, ты поверни к нему лик милосердия…»
Нам сейчас предлежат вместе помолиться и открыть нашу душу Богу; ясно, что в общей исповеди я не могу называть по имени всех грехов, которые мы вместе, как убивающую тяготу, несем совокупно, или каждый в отдельности; я буду исповедовать те основные состояния души, из которых рождается наша греховность, которыми выражается наша неправда. И каждый из нас, в короткие моменты молчания, которые я оставлю между разными частями исповеди, каждый из нас может сказать перед Богом: «Господи! Посмотри, видь, я хочу, чтобы перед Тобой всё, всё было открыто, как бы мне ни стыдно, как бы мне ни страшно, пусть всё Тебе будет ведомо — и всё прости, всё очисти, всё сделай новым, всё освяти…» И нам надлежит, как бы нам это ни казалось невозможным, принять прощение от Бога, принять его радостно и смиренно, незаслуженно, но в уверенности, что Бог во Христе всё взял на Свои плечи, и всё может простить, и сказать нам: «Вера твоя спасла тебя — иди в мире».
Я предлагаю теперь несколько минут остаться здесь (в ризнице), молчаливо, потом мы вместе помолимся и проведём общую исповедь. А потом, до чая, если кто хочет, останьтесь в храме помолиться, или подумать о себе, или подумать о всех людях, которые нуждаются в его всепрощении, в его заступнической молитве о том, чтобы Господь их освободил от всякой ответственности за раны, которые они могли нам принести, и пошлите каждому мир именем Божиим, и тогда, когда мы завтра встретимся, или на Рождество, и будем вместе причащаться, тогда действительно можно будет сказать, что мы принесли свой дар в Церковь, дар полного прощения, дар смиренного принятия Божией милости, отпустив на свободу тех, которые были связаны нами той болью, горечью, отвержением, которые в нас были по отношению к ним…