Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня вновь слышали рассказ о двух дивных чудесах Христовых: об исцелении женщины и о возвращении к жизни умершей девочки. И каждый раз, когда мы слышим эти рассказы, я думаю, что у всех нас сердце заполнено такой благодарностью, такой радостью о том, что когда-то, когда наш живой Бог, великий, небесный Бог, ходил по земле, Божия любовь и милосердие так ласково и так действенно взыскивали всякую человеческую нужду: и голод, и болезнь, и смерть, и грех. И нам часто кажется, что эти времена прошли, что теперь этого не бывает; и в этом мы ошибаемся двояко.
С одной стороны, действительно, по всей земле именем Христовым бывают исцелены телесно люди, болящие, страждущие. Сколько раз приходилось видеть, что неисцелимая болезнь как-то сметена с лица земли, и человек снова здоров, жив, полон крепости. Часто бывает, что этим исцелением, как и тут, в рассказе о кровоточивой женщине, о дочери Иаировой, кроме телесной болезни еще снимается с глаз людей какая-то пелена, и они видят то, чего раньше видеть не могли: лик бесконечной, безмерной Божией любви, и достигающую до них силу Божию.
А с другой стороны эти рассказы нам говорят еще о том, что все это могло бы продолжаться и среди нас — не всегда телесно, но душевно, т.е. самым значительным, самым важным, что есть в человеке, если мы только поверили бы в ту ответственность, которую Спаситель нам дал обо всем мире, и по отношению ко всем. Посмотрим на эти два рассказа коротко.
Иаир был не только в тревоге, но в душевной боли, в ужасе о том, что умирает его маленькая дочь; Христос мгновенно на его душевное страданье и на его нужду отозвался. Он оставил всё, чем был занят, для того, чтобы пойти к нему. Спаситель нам в одном месте Евангелия говорит: Я вам дал пример, как жить, чтобы вы следовали этому примеру… Вот это первый пример: встретил нужду, услышал крик душевной боли, узнал о ней — иди, оставив всё, чем ты занят ради себя: разговор, чтение, отдых, самое, как будто, нужное, потому что ты нужен кому-то — иди …
И Христос пошел; Он пришел в дом Иаиров, и там лежала уже умершая девочка; и все знали, что она умерла, и говорили: Зачем Ты пришел? Мы же знаем, что Ты ничего сделать не можешь!.. Это бывает так часто; приходит — не куда-то, а в нашу собственную среду — человек в душевной нужде; и кто-то о нем хочет позаботиться; и сколько он слышит голосов: Зачем? Ты разве не видишь, что ничего сделать нельзя, что ничем этого человека не исправишь? Сколько же ты лет будешь над этим трудиться, пока не поймешь, что это и не нужно, и что это бессмысленно?… Так говорили Христу: Зачем Ты пришел? Что же Ты от Себя ожидаешь? Умерла же эта девочка! Мы это знаем достоверно, наверное, знаем!.. И Христос сказал дивные слова: Она не умерла, она только спит — душа ее заснула…
Это можно было бы сказать о бесчисленном количестве людей, которых мы встречаем, и о которых мы думаем, что умерло в них всё: чуткость, человечность, все, чем человек прекрасен, и остается только этому трупу среди вас пребывать. Вспомним тогда слова Спасителя: Этот человек не умер — задремал, окоченела его душа; но скажи только Бог живое слово — она проснется!..
И это слово мы призваны сказать, а не кто-то другой. Пока человек не возьмет в свои руки Евангелие, не услышит говорящего Самого Спасителя, может пройти много времени, потому что это всё написано, напечатано, и не живо для человека, который еще не встретил лицом к лицу живого Христа. Но когда те же слова, обращенные к нему, живой человек, подобный ему, один из нас, скажет из глубин встревоженной души, кровоточащего сердца, состраданья живого, когда он его уверит своим состраданьем, что Бог есть любовь — тогда этот человек тоже может ожить… Не станем слушать никого, говорящего: Зачем ты тревожишь Бога, Учителя — ведь она умерла!… — Неправда!
Еще хочу одно сказать: часто среди нуждающихся в душевной помощи есть люди, которые не привыкли к церкви, не привыкли к тому, как в ней себя ведут, как в ней живут, которые пробиваются к Богу непривычными, может быть, не принятыми путями, как эта кровоточивая женщина, которая в толпе коснулась Спасителя, совершив поступок по тому времени недопустимый, как бы осквернив Его своим прикосновением. И Спаситель ей сказал: Дерзай! Вера твоя тебя спасла!… Как нам надо беречься, чтобы подобно фарисеям, книжникам, людям мертвой буквы, не сказать человеку: Твоя нужда пусть останется с тобой, если ты не можешь подойти к Богу, к нам, так, как положено; как ты смеешь к Богу пробиваться таким оскорбляющим наши привычки образом?..
Вот, что встает перед моими глазами из этих двух рассказов; благодарная радость, ликование сердца о Нем, и строгое предупреждение, что не напрасно Христос нам дал пример, что мы должны ему следовать, должны от него научиться, как встречать тех, кого мудрые, опытные называют уже мертвыми, и как надо относиться к тем, которые от отчаяния своего кидаются к Богу непривычными нам путями… Научимся — и тогда действительно в нашей среде будет дух Христов. Аминь!