Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Апостол Иоанн говорит: Кто утверждает, что любит Бога, тогда как он презирает своего ближнего — лжец; как — говорит Иоанн — ты можешь сказать, что любишь Бога, Которого не видишь, когда не проявляешь никакой любви к человеку, который тебе видим?
Эти слова Иоанна основаны на сегодняшнем чтении; на вопрос законоучителя, какая большая заповедь, Христос указывает, что первая заповедь — заповедь о любви к Богу, но что вторая подобна ей, и что в этих двух заповедях содержится весь закон и всё учение пророков.
Без любви к Богу любовь к ближнему не может быть полной, совершенной, потому что только познавая Бога и Его любовь к нам, мы можем узнать, что такое поистине любить; и только научившись от Бога этой любви, можем мы возлюбить и ближнего своего, как Бог нам велит, всем сердцем, всей душой, всей жизнью.
Эти слова Спаситель применяет к нашей любви к Богу; но наша любовь к человеку должна быть подобна ей. Что же значит «возлюбить Бога всем сердцем, всей душой, всей мыслью» — а в другом Евангелии еще сказано: «всей крепостью своей»? Сердцем возлюбить Бога, это не значит возлюбить Его сентиментально, переходить от переживания к переживанию; это значит отдать Ему свое сердце, т.е. узнать в Нем Того, Кто представляет в жизни — твоей, личной — самую высокую, самую святую ценность; и узнав это своим нутром, всеми глубинами своими, сердцевиной своего бытия, сделать служение Ему и исполнение Его воли центральной целью жизни.
И Христос говорит: Кто Меня любит, тот сохранит Мои заповеди… Он не говорит, что кто Его любит, будет переходить от чувства к чувству, от умиления к умилению; Он говорит о чем-то гораздо более строгом, гораздо более трезвом: Если Я для тебя значу самое драгоценное, если Мое значение для тебя так велико — тогда моя воля, то, чем Я живу, то, ради чего Я человеком стал, то, ради чего Я умер, должно быть для тебя самым важным, — и не только на поверхности жизни, но в самых глубинах твоих… Всей душой призваны мы возлюбить Бога; слово «душа» и тут, и в других местах значит «жизнь»: всей жизненной силой своей и всем творчеством своей жизни должны мы любить Бога. Именно, как Христос сказал: Кто Меня любит, тот Мои заповеди сохранит… А для этого нужно не только чувством, но всем умом, всей мыслью, всем напряжением творческой жизни любить Бога.
Но как можно любить Бога? Большей частью — в ближнем своем; любить Бога тем, чтобы быть на земле, среди людей Его взором, Его лаской. Его милосердием, Его состраданием, той радостью и светом и вдохновением, которые Он может принести людям. Поэтому обе заповеди неразрывно друг со другом связаны: Возлюби ближнего как сам себя.
И тут встает вопрос, что же это значит «как сам себя»? В каждом из нас есть разные слои бытия; есть поверхностный слой, себялюбивый, эгоистичный, тот слой, который способен на жадность, на ненависть, на трусость, на всё неприглядное в нас — так же, конечно, как и на поверхностную любовь, ту любовь, которую можно выразить словами: Я люблю… — где слово «я» в центре всего; это та любовь, которая ищет в своем предмете радость наслаждения, но которая неспособна идти на жертву, даже просто на уступку.
А есть другой, глубинный слой в нас, который подымается в нас тогда, когда перед нами встает что-то большое, трагическое: будь то радость, слишком большая, чтобы вместиться в душе, или горе, слишком глубокое, чтобы найти слова или слезы для своего выражения. На этой глубине живет мое настоящее «я», то «я», о котором один писатель говорил, что мы должны помнить, что наша настоящая природа не в нас, а выше нас, и мы как бы больше себя самих; что если мы ставим вопрос о том, кто же я? — то мы должны ответить: Образ Божий, икона…
И вот, нам надо постоянно выбирать: кого же мы любим в себе? То мелкое, жадное, трусливое, ничтожное «я», или, наоборот, того, кто живет в моих глубинах, и способен на самый великий подвиг, на самую изумительную красоту жизни? И, конечно, выбор должен быть сделан в пользу нашего величия, а не нашего ничтожества…
И вот, любить ближнего, как самого себя, это призыв научиться видеть в каждом ближнем не ничтожество его, а возможное его величие, и этому величию служить, чтобы вырос человек в полную меру своего величия и красоты. И тогда исполнится заповедь, и тогда сольются обе заповеди, потому что служа этому глубинному человеку, которого апостол Пётр называет «таинственный человек сердца» — т.е. глубин — мы одновременно служим Богу, мы Ему поклоняемся в Его образе, и помогаем этому живому образу стать тем, что задумал Господь, чтобы из мечты Божией выросла полная, торжествующая и дивная реальность. Аминь.