Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Обращаясь к юноше, который хотел достичь совершенства, Спаситель сказал: Следуй за Мной… В то время эти слова были просты; это значило оставить все заботы — семью, работу, призвание, привычки — и пойти вместе со Христом по дорогам Святой Земли, будучи свидетелем Его чудес, вслушиваясь в Его слова, делаясь до самых глубин Его учеником, и ожидая того, что будет еще впереди, о чем никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы жизнь Свою отдать за этот мир.
Но когда эти слова обращены к нам – что же они значат? Они не могут значить того физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам; но Христос нас зовет за Собой, войти в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя поставили Христу вопрос: Где Ты живешь? — Он ответил: Приидите и посмотрите… В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но в каком то ином смысле, в том смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он, как говорится о Боге в Ветхом Завете и в Новом повторятся, жил в свете неприступном, в глубинах Божества; в том свете, который озаряет всякого человека, вступающего в мир и грядущего в мире.
И вот Господь нас зовет идти за Собой в эти глубины Богопознания, в эти глубины вечности и жизни. Он Сам нам сказал: Жизнь вечная в том, чтобы познать Бога и Сына Его Иисуса Христа; жизнь в том, чтобы так с Ним соединиться, так неразлучно, так глубоко с Ним срастись, стать одно, чтобы мы могли сказать: Моя жизнь — Христос; Его учение, Его пути, Его мысли и Его чувства, Его воля, Его судьба — мои, я их принимаю на себя как Крест, как Воскресение, как смерть и как жизнь, и как путь.
Вот, что значит следовать за Христом теперь: вслушаться в Его Божественное слово, которое очерчивает, указывает нам путь жизни; и на этом пути, во всем, сколько у нас есть сил — но изо всех наших сил — быть учениками Христа. Но для этого, как и в древности, надо освободиться от всего, что иначе нас делает рабами, связывает, не пускает в вечную жизнь… Об этом каждый из нас должен подумать про себя, потому что у каждого из нас есть нечто, что он, хоть не на словах, хоть не сознавая, может быть, этого, предпочитает Богу. Для этого надо глубоко всмотреться в себя и поставить перед собой вопрос: Вот, если бы теперь встал передо мной Спаситель и сказал: Оставь это, это единственная твоя преграда между тобой и вечной жизнью — что бы мы на это ответили? Оставили бы — или сказали бы: Не могу, Господи, прости!.. Вот об этом нам надо подумать, потому что мы все призваны следовать за Христом во славу вечной жизни; это наше призвание: воскреснуть духом прежде чем, в свое время, мы воскреснем телом, и войти в тайну Божества, познать Бога, как говорит апостол Павел, подобно тому, как мы сами Им познаны, поклониться Ему всей жизнью, всем духом, всей истиной своей. Аминь.
Опубликовано: «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.