Сейчас мы будем совершать таинство елеопомазания больных. Установлено оно было еще в апостольские времена, но на Страстной неделе оно стало совершаться со времени Крымской войны, в осажденном Севастополе. Болезнь, насильственная смерть грозили каждому, и архиерей города повелел всем — что я говорю: просил, чтобы каждый приготовился к смерти и к тому, чтобы предстать перед Богом очищенными от всякой скверны. Каждый каялся в своих грехах перед лицом угрожавшей, и даже верной смерти; и затем каждый помазывался во исцеление души и, следовательно, тела, от болезни, от хрупкости, от голодной слабости.
Нам не угрожает, поскольку мы можем знать, насильственная смерть; но мы все стоим перед лицом собственной смертности. Смерть придет на каждого из нас, болезнь поражает каждого из нас в его время. И есть болезнь тела; но есть также, в постепенном умирании человека, нечто, что относится к его духу: злопамятность, ненависть, горечь, страх, зависть, ревность — все чувства, которые направлены против нашего ближнего. А такие чувства, или бесчувствие, которые отчуждают нас от Бога, разрушают нас в душе и в теле так же верно, как болезнь. И вот сейчас, когда мы будем стоять перед Богом, слушая призыв апостолов о том, чтобы нам покаяться, слушая Евангелие, провозглашающее о прощении и об исцеляющей силе Божией, будем — каждый из нас — помнить о нашей смертности, о нашей хрупкости, о том, что мы изо дня в день стоим перед судом нашей души и нашей совести, и так мало слышим его, о том, что каждый из нас, в какой-то день, встанет перед Богом и увидит, что полжизни, а то и большую ее часть он потратил напрасно; потому что единственный плод жизни это любовь, благодарность, поклонение Богу, стяжание Духа Святого.
Покаемся же, т.е. обернемся от смерти к жизни, от самих себя к Богу, от потемок и мрака к чистому свету Христову, и затем, принеся Богу, в течение всей этой службы, со всей искренностью, сердце сокрушенное, дух кающийся, приняв решение не допустить, чтобы жизнь и смерть Христовы оказались для нас напрасными, примем помазание святым Елеем во исцеление души и тела, елеем радования, елеем, который восстанавливает силу, который приготовляет нас на борьбу со всяким злом, духовным и прочим, приготовляет нас стать воинами Христовыми…
Встанем же перед Богом сейчас в обнаженности правды, в обнаженности души, которая не ищет скрыться и защититься от своего страха, не ищет скрыться и защититься от своей совести, и получим исцеление. Исцеление души, и в той мере, в какой это полезно для нас, исцеление тела: потому что мы призваны быть сильными силой Господней, но мы также призваны, таинственным и иногда пугающим нас образом, нести в нашем теле смерть Христову, нести в нашем теле раны Христовы, чтобы восполнить в наших телах недостающее страстям Христовым. Станем же чистыми духом и душой так, чтобы всякая душевная боль или страданье, всякое страдание тела были плодом не смерти в нас, но нашего единства со Христом, и блаженны мы, что будем в эти дни призваны разделить Его Страсти…
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.