Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В течение всего Великого Поста и всех недель, которые следуют за Пасхой и за Пятидесятницей мы читаем Евангелие о том, как Господь проявил Свою милость, Свою любовь и Свою спасающую силу в человеческом роде. Читаем о древнем, и читаем о евангельском; и вот сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных, радостных чтений, встает перед нами очень страшное евангельское чтение: рассказ о виноградарях, которые оказались предателями. И эта притча ведь отображает вам всю историю человеческого рода; но в контексте всего, что было раньше прочитано, еще оно говорит нам о той страшной, в самом сильном смысле этого слова, страшной неблагодарности, которую не только человечество, но все мы проявляем по отношению к Богу. Перед лицом всей Его любви, перед лицом всех Его чудес, всего того, что Он совершил, мы остаемся бесчувственны и себялюбивы, думаем о себе, не думаем о ближнем, еще меньше думаем о Боге: неблагодарность; себялюбие; сосредоточенность на себе, на том, что каждому из нас хочется, и любо, и кажется нужным.
Сегодняшнее евангельское чтение нам говорит о том, что создал Господь целый мир — прекрасный, дивный, оградил его Своей крепостью и Своим провидением, все приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, т.е. Царства взаимной любви, Царства радости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются бесчеловечные, жестокие поступки — и не только в широком, мировом масштабе, но в масштабе семьи, в масштабе прихода, в масштабе самых близких друзей.
И Господь из поколения в поколение посылал Своих вестников: патриархов, пророков, ангелов, посылал апостолов, и проповедников, Предтечу и, наконец, Сам пришел напомнить нам, что мир был создан для любви; и также как в притче, виноградари взяли, вывели из виноградника, и убили СЫНА…
Так и человечество отнеслось к воплощенному Сыну Божию. И когда я говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас самих, потому что нам вручена жизнь, чтобы из нее сделать торжество любви, братства, гармонии, веры и радости, и мы это не делаем, потому что думаем только о себе самих… В ответ на всё, что сделал для нас Бог: сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас всю Свою любовь, отдал нам Своего Сына на жизнь и на смерть, мы не отзываемся почти ничем иным, кроме как мгновенным «Спасибо!», и таким же мгновенным забвением .
Вот, о чем нам говорит сегодняшнее Евангелие: Оглянитесь на всё, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в ночь Воскресения Христова, что было сказано вам во все последующие недели всеми святыми, святыми земли Русской, святыми земли сей, Евангелием о любви и о человечестве! Взгляните на все это и поставьте перед собой вопрос: Не виноградарь ли я, не один ли я из тех, кто каждый раз, как Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраняет: Отойди, уйди с моего пути, выйди из моей жизни — я хочу быть Богом, хозяином, я хочу править всем…
Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так богохульно, но поступками, но словом гнилым… Нам надо опомниться; я много раз говорил, что мы спасены, потому что мы Богом любимы — но не только любовью Божией, а нашим ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Креста, распятия, страстных дней и ничего Богу не отдать, и ничего не отдать ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы чужды тому, что Господь для нас совершил…
Станем же перед лицом сегодняшнего Евангелия, предупреждения, напоминания, и поставим себе вопрос: Где моя благодарность? Воплощаю ли я ее, не только в словах, которые так редки, но в поступках?.. Произнесем над собой суд, и начнем новую жизнь. А благодарность Богу заключается в том, чтобы быть Ему радостью, и ближнему нашему укреплением, спасением и радостью… Начнем сегодня приносить плоды того, что мы сегодня от Бога, Христом, услышали. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.