Мы поем Христово Воскресение, и вот только что, словами святого Иоанна Златоустого, мы провозглашали победу жизни над смертью: «Где, ад, твое жало, где, смерть, твоя победа?» Воскрес Христос — и ни один мертвец не остался во гробе… А, вместе с этим, мы видим собственными очами, мы, слышим страшные вести о том, что смерть всё еще косит вокруг нас, что умирают ближние, умирают молодые, умирают дорогие — где же это благовестие о победе жизни?
Смерть бывает разная; бывает телесная смерть, но бывает смерть еще более страшная: разлука, разлука окончательная, разлука вечная, непреодолимая разлука. И эта смерть в течение тысячелетий до прихода Христова была опытом всего человечества. Оторвавшись от Бога, потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало не только умирать телом, но стало уходить окончательно, навсегда от общения с Ним. Умерев без Него, люди оставались мертвыми без Него.
И вот Христос, Сын Божий, Бог Живой, пришел на землю. Он жил человеческой жизнью, будучи Богом живым, Самой Жизнью. Он приобщился всему, что составляет судьбу человека; Он жаждал, был голоден, уставал; но страшнее всего — в конечном итоге Он приобщился умиранию и смерти. Как Бог Он умереть не мог; но по любви к нам Он разделил с нами нашу судьбу. С Богом остался, и был отвержен людьми, с людьми не разлучился, и на Кресте — о, на Кресте, Он сказал самые страшные слова истории: «Боже, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..» И умер, умер: сама Жизнь умерла, потух свет, который Свет по существу…И вот, сошел Христос человеческой Своей душой в ту бездну Богооставленности, туда, где нет Бога. Когда Он вошел в эту страшную область, Он Собой, Своим Божеством, Жизнью вечной, Светом неумирающим заполнил всё.
И эта смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном, и когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!
И можем ли мы в этой любви сомневаться, когда мы видим, знаем, что эта любовь Богу стоила: жизнь Христа, смерть Христа, отверженность людьми, отверженность Богом, ужас Гефсиманского сада, когда Он ждал смерти, зная, что Его предал близкий ученик, зная, что через несколько часов Петр, другой Его ученик, от Него отречётся и что все Его оставят умирать в одиночестве, умирать одному, и этим нам сказать: «Смотрите: и это Я на Себя принял…» И умер, чтобы вы верили, что вы любимы Богом, и потому что вы Богом любимы, вы спасены — потому что спасение наше не от нас зависит, а от этого чуда любви…
а мы — чем мы можем отозваться на эту любовь? Мы можем эту любовь принять благоговейно, трепетно в сердца наши, мы можем с изумленьем предстоять перед этим чудом непобедимой Божественной любви; и если мы это поняли, тогда мы можем всю жизнь благодарить, превратить всю жизнь в благодарение, не по долгу поклоняться Богу, не по необходимости исполнять Его заповеди, а сказать: «Господи! Если Ты нас так любишь, то можно Тебя почитать, любить, слушаться, потому что Твой путь — путь жизни…» И всю жизнь, всю без остатка сделать не словом благодарности, не песнью благодарности, а живой благодарностью: так любить каждого человека, как его возлюбил Бог — любой ценой и до конца.
И если мы так научимся любить, то мир наш станет новым, другим миром; тогда придет к нам Царство Божие, Воскресение, новая жизнь. Но для этого каждый из нас должен умереть — не телесной смертью, и не ужасной смертью разлуки, а отказом от всего себялюбия, от искания своего, открыться Богу, открыться другим, жить для других; потому что воскреснуть вечной жизнью может только то, что сбросило с плеч, как старую ненужную одежду, всё временное и тленное. Так будем жить и такой мир создавать, и тогда возрадуется о нас Господь, и мы с радостью взглянем Ему и каждому человеку в лицо…
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.