Здравствуйте. Меня зовут Линн, и я — чтец в Англиканской церкви. Это значит, что я принадлежу к числу специально обученных мирян, которые в приходе выполняют обязанности по пасторскому попечению и обучению.
Благодарю вас за приглашение выступить перед вами на этой великолепной конференции. Я впервые посетила ваш город в мае этого год в составе группы христиан из епархии Личфильда. Это была паломническая поездка во главе с нашим епископом, и я привезла вам теплое христианское приветствие от епископа Личфильдского Майкла и других друзей из епархии Личфильда.
Во время нашего пребывания в Москве мы встречались с разными группами христиан, в том числе и с некоторыми из вас из Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Для нас была большой радостью получить приглашение приехать в Москву для участия в этой конференции и повод вернуться в этот прекрасный город так скоро после моего первого приезда.
До моей майской поездки я ничего не знала о митрополите Антонии, но с тех пор я читаю его книги и проповеди и почерпнула из них очень многое. У него был удивительный дар говорить с самыми разными людьми – священниками и мирянами — православными и не православными – христианами и не христианами. Это — редкий дар, и он нам особенно нужен сегодня.
В Великобритании наше общество становится все более и более секулярным, растет число людей, уходящих из церкви или же никогда в нее и не приходивших. Поэтому для нас главное – найти способы принести Христа тем, кто мало знает о церкви. Мне до сих пор удивительно, когда в церковь приходят группы школьников, и мы узнаем, что многие из ребят впервые зашли в церковное здание.
Я бы хотела поразмышлять о той части служения митрополита Антония, которая была направлена к людям, находящимся вне церкви, и попросить вас поделиться вашими мыслями и опытом. Итак, я буду говорить примерно половину отпущенного мне времени, а потом поставлю некоторые вопросы, которые, как я надеюсь, мы сможем обсудить все вместе, потому что я понимаю, что у нас разные контексты и культура, и в моем выступлении могут быть некоторые новые для вас моменты. Тем не менее, мы все – паломники в этой жизни, и я ожидаю, что многое узнаю из наших дискуссий.
Я являюсь членом прихода и принимаю участие в его служении. Но я также – капеллан в средней школе. Капелланское служение – это то, что применимо ко все нам – и я думаю, возможно, именно поэтому наш епископ предложил мне поехать и выступить здесь, потому что он хочет, чтобы мы осознали, что каждый из нас может выполнять роль капеллана, и люди, подобные мне, могут помочь другим стать хорошими капелланами там, где они работают, в школе, больнице, тюрьмах или на других рабочих местах.
Итак, это – служение мирян. Конечно, некоторые капелланы в англиканской церкви являются рукоположенными священниками, но это совсем не обязательно.
У меня вызывает восторг тот факт, что в 1948 г. митрополит Антоний был рукоположен в пресвитера и направлен в Британию на службу православным капелланом в Содружестве Св. Албания и Св. Сергия, обществе, созданное для укрепления взаимопонимания и дружбы между Русской православной и англиканской Церквями. Такое стремление к пониманию и дружбе существует и поныне, и я счастлива внести в это свой малый вклад, благодарю вас!
Что такое капелланское служение?
Капелланское служение является частью жизни местной церкви, по определению одного автора, являя собой «рассредоточенную церковь» [1]. Митрополит Антоний говорил: «Апостолы не остались сидеть вместе взаперти, но расстались друг с другом, чтобы принести Благую Весть тем, кто сидел в темноте. Хотя они были вдали друг от друга, они знали, что они едины, потому что все они были во Христе и делали то дело, которые Он их послал делать» [2]. Основная цель капелланского служения – прийти к людям, которые сами в церковь не придут. Капелланы действуют в нецерковных контекстах и вступают во взаимодействие с людьми там, где эти люди находятся и на их условиях, в то время как церковь приглашает людей прийти к ней и взаимодействовать на ее условиях. Это является ответом на «всегдашнюю миссионерскую задачу… заново провозглашать Евангелие в современном контексте» [3]. По мнению некоторых, это входит в теологию missio dei[4] и является частью обязательства церкви «работать во имя достижения большего социального, политического и экономического благополучия, а также провозглашать Евангелие словом и таинством» [5].
Missio Dei – это старинный латинский термин, означающий «миссия Бога» или «послание Бога», которое отсылает нас к великой миссии Бога восстановить приобщенность человечества к нему (через послание Иисуса Христа) и его призыв к нам, его Церкви, участвовать в этой миссии. Нам, возможно, более знакомо «Великое поручение» или «послание Бога», заповедь Иисуса, повелевшего нам «идите по всему миру…» (Мк 15:16). Идите в мир, но не будьте от мира. Это значит, что наше призвание – жить, выполняя миссию, и нести послание Иисуса на рабочие места, в беседы людей, школы, тюрьмы, семьи и культуры, а не только в другие страны [6]. По словам Роуэна Уильямса, здесь речь о том, чтобы «замечать, где действует Бог и присоединяться».
Преподобный Билл Маш возглавляет Городскую промышленную миссию в районе Блэк Кантри в Личфильдской епархии, которая занимается подготовкой и распределением на места капелланов разных деноминаций, как мирян, так и священнослужителей. Он недавно написал, что «слишком часто церковь с пренебрежением относилась к ценности рабочей жизни людей. Сформировалось впечатление, что по настоящему значимым было только то, что люди делали для церкви, и «призвание» стало отождествляться с принятием сана священнослужителя. Капелланское служение на промышленных предприятиях началось в Англии после Второй мировой войны как один из способов исправить эту ситуацию, и капелланы, в основном, священнослужители, начали посещать предприятия» [7]. Митрополит Антоний говорит о нашем призвании, что мы «призваны быть едины с Богом…мы – призваны быть как Христос – не в совершенстве, но в значительной степени, как искра, как приглушенный свет, не как свет полуденный, мы — Его присутствие, мы – продолжающееся воплощение» [8].
«Сегодня капелланы находятся рядом с людьми на работе, поддерживая их в трудностях и укрепляя христиан в их следовании за Христом. Они распознают знаки Божьего присутствия в рабочей обстановке и могут делиться обретенными здесь уроками и пониманием с более широким церковным кругом. Здесь могут открываться возможности озвучить укорененный в Библии взгляд на возникающие проблемы и утвердить важное значение людей работающих» [9].
Личный опыт капелланского служения
Мой личный путь к капелланскому служению начался год назад. В процессе общения с нашей местной школой Kinver High School, где обучаются школьники старших классов, с 11 до 18 лет, нашей церкви было предложено сформировать команду волонтеров-капелланов, которые буду приходить в школу раз в неделю в обеденное время. Шесть волонтеров, три мужчины и три женщины, образовали новую Команду школьных капелланов. Каждый из нас чувствовал себя по-своему лично призванным выполнять эту роль и был направлен церковью; «послан вовне» выполнять работу капеллана.
Мой единственный опыт общения с этими возрастными группами было воспитание моих собственных детей, когда я в течение 30 лет в общей сложности работала мамой на полную занятость. Меня мотивирует возможность нести мою веру за пределы церковного здания и ограниченных рамок воскресных служб, жить моей верой бок о бок со школьниками и работниками школы, становясь им попутчиком в их жизненном путешествии, формируя крепкие отношения, доверие и эмпатию. Я верю, что Бог создал нас для того, чтобы мы формировали глубокие связи с другими людьми и с Богом. Я надеюсь быть слышащим присутствием, неосуждающим и непредубежденным, нести другим Христа, который есть во мне, пользуясь возможностью быть мостиком между секулярным миром школы и миром веры. Митрополит Антоний говорил, что «yам порой бывает страшно услышать то горе, которое звучит в непроизнесенных словах; нам бывает страшно вслушаться в человеческую речь потому что услышать — значит отозваться, и не только на одно мгновение, с сердечным трепетом, мимолетной мыслью, но отозваться навсегда; как Христос Бог отозвался на человеческое горе и ужас обезбоженности и стал человеком навсегда» [10]. Стать слышащим присутствием – это задание, которое заставляет нас преодолевать страх того, что может от нас потребоваться. Но я должна здесь повторить слова митрополита Антония: «…Но во всех случаях, для меня существует два основных момента — мое сердце и их сердце. Мое человечество, которое до некоторой степени, пусть очень малой, влито в человечество Христа, и их человечество, которое также частично слито с человечеством Христа. Мы встречаемся в реальной человеческой сущности, просто»[11].
Социальные сети и ТВ обрушивают на детей и молодежь шквалы безжалостных зрительных образов и слов, втягивающих их в мир, который, в конце концов, их поглотит. Людские жизни стали замкнутыми и одинокими, и в то же время, выставленными напоказ, без разбору и со всех сторон. При этом молодые люди озабочены не только происходящим в социальных сетях; их волнуют глубинные вопросы жизни, человеческого общества и природы; войны, бедность, природные стихийные бедствия и антропогенные катастрофы.
У капелланов есть уникальная возможность помочь им обрести стабильность в безумном мире. Молодые люди, которые плывут по бурному морю подросткового возраста, нуждаются в том, чтобы все церковное сообщество откликалось на те социальные реалии, с которыми им приходится иметь дело, и вопрос идентичности зачастую является источником сумятицы, неопределенности или даже принимает угрожающий характер. Здесь открывается возможность указать, где может быть обретена подлинная идентичность, проявляя внимательную заботу о тех, кто имеет веру, тех, кто принадлежит к другой вере, и тех, кто веры не имеет. Гэрри Свинтон пишет, что «возможно, некоторые будут ранены тем или иным образом, и вместе со школой, капеллан должен привести раненного к исцелению. Капеллан также должен уметь показать, что Бог говорит жизни «да» и имеет чувство юмора» [12]. При работе с тинейджерами это — обязательный элемент!
Мы приходим в школу один раз в неделю, во время обеда, парами, одетые в спортивные куртки с капюшонами и майки с надписями «Капеллан», а имя каждого из нас написано на рукаве. С нами знакомятся ребята любопытные, любители подурачиться, трудные и колючие, при этом мы направляем внимание на одиноких и тревожных.
Постепенно мы становимся частью школьного организма; на стойке регистрации теперь есть молитвенный ящик, куда можно положить записки с просьбами о молитвах, и нас пригласили принять участие в общешкольной ассамблее в начале нового учебного года. Мы, капелланы, — званные гости, нас радушно принимают и ценят и ученики, и работники школы, и все большее число ребят регулярно подходят к нам, чтобы поговорить. Беседы становятся более открытыми, иногда с нами делятся глубоко личным и задают осторожные вопросы о вере. Открываются новые возможности; например, мы предлагаем свою помощь, тренируя ребят 15-16 лет проходить собеседования при приеме на работу. Несколько недель назад капелланов позвали на помощь в другую школу района, где ученик покончил с собой. Их позвали, потому что ждут от них поддержки и попечения в это тяжелое, травмирующее время для всех, кого коснулась эта трагедия. Именно в такие моменты служение капелланов становится более явным и нужным. На них смотрят как на тех, что лучше всех подготовлен встретить, не дрогнув, критическую ситуацию, принять на свои плечи удар и горе за всех остальных, и это мобилизует как вызов, и изматывает.
Через несколько недель после того, как мы начали свое капелланское служение в Kinver High School, с нами связался капеллан из другой школы, которая также входит в Академию из шести школ, к числу которых принадлежит и Kinver. Мы встретились, обменялись опытом и начали совместное обучение, чтобы выработать более глубокое понимание наших ролей. Практически сразу же мы оказались частью большей динамичной картины. Радостно и волнительно быть частью того, что называют «максимально отзывчивым служением», которое способно быстро реагировать на ситуации с позиций нравственности и мудрости, и наблюдать, как оно продолжает набирать силу.
ВОПРОСЫ:
Кто должен заниматься капелланским служением – священнослужители или миряне?
В чем состоит для нас смысл капелланского служения?
Где мы можем реализовать капелланское служение лучше всего? И как это сделать?
В каком отношении капелланство стоит к церкви? Должны ли мы убеждать людей, с которыми знакомимся, идти в церковь?
Пер. с англ. Наталии Якименко.
[1] Victoria Slater, Chaplaincy Ministry and the Mission of the Church, (Norwich: SCM Press, 2015), 90.
[2] Митрополит Сурожский Антоний. Ответ Синдесмосу. «Русская мысль» — №4199, 27 ноября — 3 декабря 1997
[3] Victoria Slater, Chaplaincy Ministry and the Mission of the Church, (Norwich: SCM Press, 2015), 81.
[4] Ibid, 82 and Chaplaincy Everywhere, (The Methodist Church), http://www.methodist.org.uk/mission/chaplaincy/chaplaincy-everywhere/the-chaplaincy-everywhere-course
[5] Giles Legood, (ed.), Chaplaincy The Church’s Sector Ministries. (London: Cassell, 1999), 5.
[6] Reuben Skewes, December 19, 2017. https://thejourney.yesheis.com/missio-dei-life-on-mission-1296e4ac09be
[7] Bill Mash, BCUIM Annual Report for the year ending 31 March 2019, 4.
[8] Metropolitan Anthony of Sourozh. The Living Body of Christ, 44.
[9] Bill Mash, BCUIM Annual Report for the year ending 31 March 2019, 4.
[10] Митрополит Сурожский Антоний. О слышании. «Проповеди и беседы». – Париж: Сурожская епархия, 1995.
[11] Митрополит Сурожский Антоний. «Проповедник должен говорить о том, что является его опытом Бога». Интервью, взятое у митрополита Антония пастором Эмилио Кастро в 1974 г. Церковно-общественный вестник. 1996, № 5. Труды Т.1.
[12] Swinton, Garry in ‘Being a Chaplain’, Threlfall-Holmes, Miranda and Newitt, Mark, SPCK Publishing Ltd, 2011, p.19