Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем чтении Деяний апостольских есть слово, которое, наверное, в те дни исполнило глубокой радости учеников Спасителя и, которое должно было бы и сейчас наполнять наши сердца трепетом, радостью и благодарностью. В те дни, в городе Антиохии учеников Спасителя назвали «христианами»: они — Христовы, они принадлежат Христу со всей Его славой и со всем ужасом Его земного /про/шествия.
Одни называли их христианами с ненавистью; иудеи видели во Христе лжепророка, который попирал всё святое, который Себя называл Богом и этим произносил предельное кощунство; лжепророк, который собрал вокруг себя учеников, которые и дальше проносили, как они думали — лжеучение Иисуса из Назарета.…Язычники восставали против христиан ненавистью, потому что они попирали все ценности, в которые язычники верили, отрекались от их богов, отказывались признать в лице римского императора полубога, которому должно поклониться, утверждали, по слову Христову, что надо отдавать кесарю то, что ему принадлежит, а Богу — то, что принадлежит Богу; и утверждали, притом, что Богу принадлежит весь человек, без остатка, потому что он — образ Божий, живая икона.
А некоторые с благоговением, с радостью называли их христианами: учениками Христа, которые им возвестили спасение, вывели их из отчаяния, указали им путь чистоты, света, радости, святости. И как радовались, верно, и Христовы ученики, что они названы Его именем: так, как радуется невеста, что она получила имя любимого человека, называется его именем, стала с ним так едина, что она и он обозначаются одним, святым, любимым словом… Христа песнь церковная называет «Женихом Церковным»; Бог, в Ветхом и Новом Завете, определяет Себя как Жених твари, которую Он создал и которой Он Себя отдает: отдает без остатка, всей любовью, всей жизнью, всей смертью — всем.
И это имя принадлежит и нам; как бы мы должны дорожить, как свято мы должны бы хранить это свое прозвище: «христиане», «христовы», братья Ему и сестры, родные Ему, свои; и как должны были бы мы, из глубины этой радости, из глубины благоговения, из глубины трепетной любви жить так, чтобы Он был прославлен, чтобы Ему поклонялись благоговением и любовью, чтобы за Ним следовали толпы людей, нашедших в Нем свое спасение, смысл своей жизни, новую жизнь, и земную, и вечную…
Как страшно думать, что и теперь, как в древности, слова апостола могут и к нам относиться: что имя Христово порочится ради нас… И как должны бы мы прислушиваться к словам того же апостола Павла: Прославляйте Бога и в душах, и в телах ваших: всем, что вы делаете, горением духа перед Богом, духа, такого же чистого как пламя огня; чистотою сердца, чистотою ума, правотой жизни и воли, и каждым делом — всем. И тогда мы исполним Христов завет о том, что пришло время, когда не место определяет поклонение Богу, а истинные почитатели Отца, поклоняющиеся Ему подлинно, поклоняются Ему в духе и истине, всей правдой внутренней и внешней жизни: такой жизнью, которая делала бы нас уже на земле гражданами жизни вечной, в которых сияет Дух Божий. Аминь.
Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)