Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Со жгучей болью и с горьким чувством стыда совершал я вчера всенощную в честь и память святых Земли Российской в храме, где собралось пять человек русских и небольшая горсточка англичан; какой позор! Мы говорим без конца о нашей любви к Родине, говорим о том, как она нам дорога, говорим о святой Руси, которая создана подвигом, молитвами и кровью русских святых; мы говорим постоянно о том, каким подвигом сейчас, по лицу всея Руси, верующие остаются верными своей вере, каким трудом, каким подвигом они остаются детьми Православной Церкви и наследниками тех святых, которые в этом храме так позорно были забыты вчера, и сегодня — разве много нас, русских, здесь собралось? Кто имеет право после этого говорить о своей верности Русской Церкви, русским святым и русской земле? Стыд и позор на нас!..
Эти слова я обращаю к вам, пришедшим сегодня, тоже немногочисленным, чтобы вы их пронесли тем, которых даже сегодня нет в храме. И которые вчера, может быть, и не вспомнили об этом торжественном дне, когда Русская земля принесла Богу всех своих лучших сынов, давая нам пример веры, верности, мужества тех, кто отдавал себя на жизнь и на смерть ради нашей православной веры. И пусть никто не смеет отговариваться тем, что вечером страшно выходить на улицу, что усталость и старость не дают людям придти в храм. Когда у кого-нибудь совершаются именины, день рожденья, какой-нибудь светский праздник, когда кто-либо хочет пойти на какое-то зрелище, тогда находится и мужество, и время, и здоровье, и силы, и деньги. Но в храм, почтить родных святых — никто почти не пришел: позор!.. И вместе с этим, мы, русские люди, рассеяны по лицу всей земли державной рукой Господней, чтобы быть семенем, от которого взрастет Православие по лицу Вселенной. Какое же это семя, какое же это Православие, какое же это свидетельство о нашей любви к Богу, о нашем почитании святых и нашей вере в самое Православие?!..
Через неделю мы будем праздновать здесь день Всех Святых этой земли: тех тысяч православных людей, которые здесь совершали свое служение жизнью и смертью, прежде чем ересь и раскол отторгли Запад от единства Православия; неужели и в следующий раз никого не будет, кто бы почтил наших единоверцев на этой святой, освященной их жизнью, и кровью, и подвигом, земле? Неужели перед лицом всех мы докажем, что мы стали неверными своим святым и не нашли верности тем святым, которые приняли нас в свои объятия, покрыли нас своими молитвами, защитили нас своим подвигом тысячелетия тому назад здесь, на этой земле, которая стала нам второй родиной??. .
Мы призваны быть во всем мире свидетелями истины и правды жизнью во Христе; неужели мы не можем последовать хоть в малом примеру этих святых? И в каком малом: они сумели любить Бога, они сумели Ему доверять, они сумели быть Ему верными, они жизнь свою отдавали; столько среди нас, русских, это забывают…
Опомнимся, пора опомниться! Мы посланы в мир совершать подвиг веры; мы посланы в мир для того, чтобы быть воинами Христовыми, покорить этот мир для Бога и для Православной Церкви, для истины Евангельской; жизнью или смертью должны мы совершить это служение! Если мы этого не совершим, мы — предатели и Евангелия, и родной Церкви…
Вдумаемся в это, вдумаемся строго и серьезно. И пусть вдумаются в это и те, кто под покровом русских святых обрели православных святых своей родной Великобритании и Ирландии. Пусть задумаются они над той ответственностью, которую эти святые накладывают на них! Они жили, они проповедовали, они своих детей не отдавали в инославие, они не забывали своей истины, они до конца оставались верными. Пусть те, которые нашли в Русской Церкви веру православную в ее чистоте и подвиг святых, вдумаются в то, к чему они призваны, вдумаются в то свидетельство, которое они должны принести своим единокровным.
Жаждет мир православного слова — неужели мы будем молчать? Жаждет мир видеть, как живут подлинные христиане — неужели мы докажем всему миру, что у Христа и у Его святых нет последователей? Неужели из-за нас будет позориться имя Божие? Будет предметом насмешки наша православная вера?? Да не будет!..
Опомнимся же, и станем истинно тем, чем мы призваны быть: Христовыми. Аминь.