Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Если можно справедливо сказать, что в подготовительные недели к Великому посту мы должны строго и глубоко вглядеться в наши собственные души, чтобы вступить в Великий пост как во время обновления, то мы должны помнить, и помнить всё время, что Великий пост — не время скорби и сетования, но весна духовная, как его называют наши священные книги, время обновления, время, когда ветхое должно отпасть. Оно должно было бы отпасть до начала Поста, и должно начаться новое, всё новое . И теперь из недели в неделю, из воскресенья в воскресенье, изо дня в день Евангелие разверзает перед нами картину того, что Господь совершил на земле в течение Своей жизни; как Он внес именно эту новизну в жизнь, как Он сделал всё новым; и как в течение всей истории силой и благодатью Святого Духа живые люди, грешные, как мы, делались новой тварью, превращались в сынов Божиих.
И вот это мы должны помнить; на прошлой неделе мы ликовали о том, что Божия истина, Божия правда, Божие зрение победило всё человеческое, и наша вера провозглашена в чистоте во всем величии евангельского слова. Сегодня, вспоминая святого Григория Паламу и его учение, мы вспоминаем о том, что такое Божественная благодать. Божественная благодать — это не только дар Божий, нечто, что Господь по Своей милости, по любви, по состраданию нам дает в помощь; это Сам Бог, таинственно, непостижимо как бы переливающийся через край Своей жизни; Сам Бог, Который достигает до нас, Сам Бог, Который приобщает нас Своей Божественной природе, Который делает нас — снова скажу — новой тварью.
И начиная с этой недели, каждое воскресенье мы будем вспоминать о том, что Бог сотворил или какими путями Он нас зовет и ведет в полноту жизни.
Поэтому сосредоточимся сейчас и в течение всего Поста на дивных делах Божиих; и уверимся в том, что Бог может и каждого из нас обновить. Как говорится в каноне Андрея Критского, взглянем на руку Моисея, которая была покрыта проказой и в одно мгновение стала чистой. Вспомним о всех тех, кто в телесной или в душевной болезни приходили ко Христу во дни Его плотского служения на земле, и обновлялись, делались новыми людьми, для которых разверзалась новая жизнь, которые понимали всё по-новому, и были готовы ради этой новой жизни пожертвовать старой, отречься от нее и, если нужно, отдать ее вплоть до смерти.
Как дивно думать о том, что Бог действенен в нашей среде, что Он нас меняет, что Он нас приобщает Себе, что Он нас делает причастниками Божественной природы, если мы только Ему откроемся, если мы только серьезно, творчески захотим, чтобы Он в нас действовал и нас преобразил!
Поэтому будем идти к Страстной седмице, взирая на чудо Божие, на Божественную любовь, на творческую Его силу с уверенностью, что если мы отдадим себя в Его власть, Он нас обновит, и мы сможем вступить в страстные дни вместе с Ним; не как гонители, не как пугливые ученики, а вместе с Ним, заодно с Ним, с Божией Матерью.
Аминь!