Мы сейчас вернемся к теме, которую мы уже не раз затрагивали в прошлые годы: о Молитве Господней «Отче наше». Мы ее повторяем ежедневно, на службах она повторяется неоднократно. И некоторые люди находят, что она очень проста, несложна, и повторяют ее как нечто естественное и простое; а некоторые, (я в том числе) находят, что эта молитва — одна из самых трудных молитв нашего православного и общехристианского обихода. Она трудна тем, что это единственная молитва, которую нам дал Господь Иисус Христос; и это молитва, которую, в сущности, кроме Него полностью никто не может сказать всем своим существом. Это молитва сыновства — но полного, совершенного, неограниченного сыновства. Вместе с этим она нам предложена, потому что мы, как говорит апостол Павел, делаемся сынами Божиими, принимаемся Богом и мы призваны постепенно вырасти в полную меру того сыновства, которое мы видим осуществленным и славным во Христе.
И вот мне хочется в этих двух беседах, на которые мы сегодня собрались, продумать с вами вновь основные положения этой молитвы.
Как мне кажется, начало этой молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли» — может быть произнесено всем сердцем, всем умом, всем существом, всей жизнью и всей смертью только Господом Иисусом Христом. Мы все, когда произносим эти слова, молим Бога о том, чтобы это случилось; Христос в Своем воплощении, Сын Божий, ставший сыном человеческим, не только молился, чтобы это случилось, но всем Своим бытием Он это осуществлял. Мы тоже призваны к этому, но расстояние между мечтой и делом, между желанием и осуществлением, между тем, что мы собой представляем, и тем, к чему мы призваны, очень велико. И вот давайте подумаем, что значат различные слова и различные предложения этой молитвы.
Мы начинаем эту молитву словами «Отче наш»; мы дерзаем называть небесного Бога Отцом. И когда я говорю «мы дерзаем», я повторяю только те слова, которые в литургии мы произносим перед этой молитвой. Мы просим Бога, чтобы Он нам дал неосужденно, со дерзновением произнести эту молитву. Потому что, опять-таки, назвать Бога «Отцом» в полном смысле этого слова может только Тот, Который является для Него подлинно, истинно Сыном; не пасынком и не блудным сыном только, а Сыном в полном смысле этого слова, таким сыном, о котором Христос говорит: Кто видел Меня, видел Отца (Ин.14:9); о котором святой Василий Великий говорит, что Он — Христос — является как бы печатью, раскрытием перед нами самого Бога непостижимого. Он является ликом невидимого Бога.
И вот когда мы говорим: «Отче наш«, мы должны бы отдавать себе отчет в том, что мы можем назвать Его Отцом только поскольку мы соединены с Единородным Сыном, ставшим сыном человеческим. Мы только потому можем называть Бога Отцом, что мы Сына Его приняли как своего Бога, как своего Спасителя, как своего Учителя и, одновременно, путь, которым идет Христос, приняли как свой собственный путь: решились в жизни быть как бы Его живым присутствием. Но этого, в полном смысле, мы не можем сказать; этого мы не можем сказать, потому что мы грешны, потому что сознание в нас двоится, потому что воля наша колеблется, потому что наше желание направлено и на добро, и на зло. Как апостол Павел об этом дважды признается в своих Посланиях, он говорит, что чувствует в себе два закона: закон жизни и закон смерти; что в нем воюют как бы две силы, что то добро, которое он хочет сотворить, он не творит, а зло, которое ненавидит, творит всё время (Рим. 7:19). Если он это говорил, конечно, мы должны это сознавать и признавать даже больше, чем он это делал.
Как мы можем, в таком случае, обратиться к Богу и назвать Его Отцом? Только, мне кажется, если мы признаём себя блудными детьми, если мы признаём, что мы — блудные сыновья и дочери, но что мы взываем к Нему или из дальней страны, где мы заблудились, или с полпути нашего возвращения в отчий дом, или, может быть, у самых врат этого дома. Вы, наверное, все хорошо помните притчу о блудном сыне, как он обратился к своему отцу, полный молодой, дерзновенной, неразумной силы, и сказал ему: Отец! Раздели между мной, братом и тобой то, что мне достанется после твоей смерти. Он, вероятно, сказал это гораздо более резко или, во всяком случае, подумал гораздо более жестоко: не ждать же мне, пока умрет отец! Он еще полон силы; он, правда, немолод, годы идут, — но и мои годы идут! К тому времени, когда он умрет, во мне остынет жизненная сила, желания, жажда, голод по такой жизни, какой в отчем доме я не могу испытать. Что, если бы сговориться с отцом, что он умер для меня, его для меня больше нет. И пусть он мне даст то, что трудом, всей жизнью своей он собрал, чтобы брат и я унаследовали богатство, он мне не нужен; мне нужны только плоды его трудов. И отец его наделил этим богатством, дал ему долю.
Но не в том ли же мы положении? Мы от Бога принимаем всё: бытие нам дано; жизнь нам дана; познание Бога нам дано; всё то, что мы собой представляем, нам дано: и тело, и ум, и сердце, и воля, и родные, и обстоятельства, и друзья, и красота мира — всё, что наше, является ничем иным, как даром Божественной любви или человеческой любви, которая изливается на нас. И мы всё это принимаем; порой даже благодарим: на одно мгновение останавливаемся вниманием и говорим: «Спасибо Тебе, Господи!» — или человеку: «Спасибо тебе за твою любовь, за дружбу, за то, что ты для меня сделал.» А потом всё, что нам дано и Богом, и людьми, берем и уносим с собой. И вот, мы находимся на положении блудного сына всё время; как бы мы ни старались, поскольку в нас есть раздвоенность, пока мы не цельны, пока мы не всецело как бы вкраплены в Божественную жизнь, пока она не бьет ключом в нас, исключая всякую другую жизнь, мы на положении блудного сына или блудной дочери. И говоря Богу нашему, Творцу, Промыслителю, Спасителю Жизни нашей: «Отче!» — мы должны отдавать себе отчет, что мы еще не выросли в ту меру, изнутри которой Христос называл Бога Своим Отцом и нашим Отцом; потому что в Евангелии от Иоанна Он говорит: «Иду к Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему…» (Ин. 20:17).
Где же мы находимся? В тот момент, когда мы обращаемся к Богу и называем Его Отцом — где же мы такие? Только что ли мы у Него вырвали Его достояние, чтобы уйти и его прожить, согласно нашей злой или безумной воле? Или мы уже опомнились? Правда, мы, может быть, еще находимся в далекой стране, далеко, далеко от Бога; так далеко, что только минутами воскресает в нас воспоминание о том, Кто такой наш Бог, наш Отец. Где мой родной дом — в глубинах моей души и там, где меня так любят? А, может быть, мы уже опомнились глубже, и не только плачем о своем сиротстве, о своей обездоленности, о своей бедности, но, может быть, уже вспомнили, что у нас есть Отец? Я Ему не сын, я Ему не дочь — но Он мне Отец. Это парадокс: как же это может быть? Это может быть только потому, что Он нас любит никогда не колеблющейся любовью, и ничто не может нас вырвать из любви Господней — ничто. Потому что, когда мы доходим до предела падения, Бог, Сыном Своим, приходит в мир жить, учить и умирать за нас нашей смертью. Значит, действительно: как бы мы ни пали, мы можем сказать: «Отец!» — потому что Отец у нас есть…
Или мы, может быть, на пути уже? Может быть, мы уже отвергли свое одиночество, свою обезбоженность, свое бесславие и уже начали идти к Богу, — может быть, еще нерешительными, испуганными стопами, может быть, неуверенно: а вдруг нас не примет Отец? — но всё-таки идем и готовим нашу исповедь: «Отче! Я согрешил на небо и перед Тобой… Я согрешил перед Божественной правдой и перед человеческим чувством, перед любовью. Я недостоин называться Твоим сыном или дочерью, — может, найдется мне уголок в Твоем доме там, где слуги живут, там, где рабы, там, куда простирается Твоя забота и любовь, даже если это не Твои сыновья кровные и дочери кровные?..»
А может быть, мы уже видим, как у дверей родного дома, рая стоит Отец, как Он уже нас увидел, как уже Он движется к нам, спешит старческой Своей поступью, чтобы нас обнять, утешить о том, как мы согрешили, как мы себя унизили, до чего мы себя довели, как мы недостойны себя самих, не говоря о Нем, о Боге, о призвании нашем?..
Вот с какого места мы можем начать: «Отче наш»… И вместе с этим Господь нас призывает не называть Бога «моим» Отцом, как бы присваивать это Его отцовство себе. В притче о блудном сыне было два брата; в жизни мы не одиноки; в жизни мы окружены такими же, как мы, дочерьми и сыновьями Божиими, такими же блудными, такими же потерянными, растерянными, такими же ищущими, одинокими. И когда мы обращаемся к Богу, называя Его Отцом, мы должны включить всех тех, которые так же, как мы, нуждается в Его отцовстве. В тот момент, когда мы Его признаем своим Отцом, а других исключаем, мы перестаем быть Его детьми более трагично, чем, когда мы грешим против Него, потому что мы отвергаем Его любовь к другим, мы отвергаем Его и любовь Его.
Поэтому в тот момент, когда мы говорим: «Отче наш!» — в нас должен подниматься голос всех тех, кто, подобно нам, изменники, подобно нам пали, подобно нам ушли из отчего дома на страну далекую, и которые, может быть, еще не понимают бедственности своего положения, которые, может быть, еще нуждаются в том, чтобы горе их пробудило, чтобы воспоминание иного времени в них воскресло, и чтобы они могли тоже двинуться в путь. И это является как бы коренной, абсолютной необходимостью, потому что Царство Божие — это Царство взаимной любви. Не может быть нам места в Божием Царстве, если в нас остается безразличие, холодность, отсутствие любви или, тем более, отвержение другого.
И вот в момент, когда мы называем Бога «Отцом», мы должны усилием веры, усилием воли, усилием всего своего существа признать, что все мы — братья и сестры. Да, есть братья близкие и сестры близкие, есть и далекие. В начале книги Бытия мы видим, что одного брата звали Авелем, а другого Каином, — да, но не нам судить. Каин убил Авеля; но Авель не противился. И в течение всей истории нашей христианской веры у всякой жертвы, у всякого мученика была власть именем Божиим прощать; как Христос сказал: «Прости им, Отче, они не знают, что творят…» (Лк. 23:14).
Вот начало, эти два первые два слова, с которыми мы приступаем к нашему Богу и к нашему Отцу. И дальше, то, что мы будем говорить о имени Божием, о Царстве Божием, о воле Божией, имеет настоящий смысл, только если мы взываем изнутри хотя бы зачаточного нашего сыновства, хотя бы соединяя свою волю с волей Спасителя Христа, хотя бы соединяя свои мысли и чувства с мыслями и чувствами Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим.
«Да святится имя Твое»: пусть Твое имя, Господи, будет предметом поклонения, пусть будет это имя святыней в сердцах, в мыслях, на устах людей; пусть Твое имя, как пламя, зажигает человеческие души и превращает каждого человека во всем его существе — духом, душой и телом — как бы в купину неопалимую, которая горит Божественным огнем, сияет Божеством и остается несгораемая, потому что Бог не питается веществом, которое Он претворяет в Божественную жизнь…
Почему же мы говорим об имени, а не о Боге? Потому что имя — единственное, что нам доступно. В еврейской древности считалось, что имя и тот, кого оно изображает, — одно и то же; знать имя значило понять самое существо данной твари или, сколько возможно, и Творца. В Ветхом Завете имя Божие не произносилось; оно обозначалось письменно четырьмя буквами, которые мы переводим для удобства как Иегова; но прочесть их, произнести их мог только ветхозаветный первосвященник, который знал тайну этого имени. И еврейский богослов Маймонид 12-о века в Испании писал, что, когда собирался народ в иерусалимском храме, когда пели Богу и молились Ему, первосвященник перегибался через край своего балкона, и тихо, неслышно ни для кого, кроме как для Бога, произносил это священное имя, которое, как говорит Маймонид, словно кровь, вливалось в эти молитвы, давало им жизнь, как кровь дает жизнь живому организму, и возносило эти молитвы до Престола Божия. Имя считалось чем-то таким святым, что его нельзя было произнести.
И не только в еврейском народе. Мы знаем, что в некоторых сибирских племенах Бог не имел имени. И когда они хотели Его обозначить в своей речи, доходя до места, где мы бы сказали «Бог», они только поднимали руку к небу, обозначая, что это Тот, имя Которого произнести нельзя и Который превыше всех.
Имя действительно может слиться с существoм; не то имя, которое мы знаем друг за другом, клички, а какое-то более глубинное имя. Во второй главе книги Откровения, в 17-м стихе, говорится, что Бог даст каждому из нас белый камень, на котором написано имя, которое будет знать только Сам Бог и тот, кто его получает. Этим обозначается та неповторимость отношения нашего с Богом, неповторимость той связи, которая есть у каждого из нас с Богом. Мы для Него единственны и неповторимы; у каждого из нас есть, в премудрости Божественных глубин, имя: может быть, то самое слово, которое Он произнес, когда любовью Он нас вызвал к бытию, и которое откроется перед нами как эта единственность и неповторимость в Его глазах, в Его сердце.
Имя имеет еще одно, более практическое значение. Имя — это единственный способ обозначить предмет, зверя, человека, Бога. И как бережно мы относимся к имени тех людей, которых мы любим, которых мы почитаем! Никто из нас не позволит, чтобы кто-нибудь шуточно или унизительно, грязно произнес имя любимого, почитаемого нами человека. Это нас взорвет, возмутит, мы этого не допустим! А вместе с этим, как легко мы допускаем в своей речи легкомысленное, пустое, а порой даже кощунственное употребление имени Божия. Как легко мы восклицаем Его именем! И как нечутки мы к тому, что порой вокруг нас употребляется Его имя шуточно или унизительно.
Вот о чем мы молим: о том, чтобы мы так восприняли наше сыновство, так переживали себя дочерьми и сыновьями Божиими, чтобы нам было невыносимо употребление Божиего имени иначе, чем с благоговением, молитвенно, трепетно. Так можем мы молиться, так можем мы думать о Боге; и только поскольку мы вырастаем в такую меру отношения к Богу, отношения к Его имени, к святости и святыне этого имени, мы вырастаем постепенно и, порой, с трудом в меру какого-то нашего сыновства. Да святится имя Твое! Пусть Твое имя будет святыней неприкосновенной, недосягаемой, святыней, перед которой можно только поклониться; имя, которое зажигает в нас благоговение, трепет, любовь, радость, покаяние; имя, которое нас связывает с Богом той единственностью и неповторимостью взаимности, когда перед нами открывается Он, и мы Его понимаем так, как мы Им познаны, по обетованию апостола Павла (I Кор. 13:12).
Ответы на тему «Да святится имя Твое»
… Единственный способ для нас прославить имя Божие не в том, чтобы петь гимны о Нем или говорить доброе; Христос говорит: Пусть ваш свет так светится перед людьми, что, видя ваши добрые дела, они дадут славу Отцу вашему, Который на небесах (Мф. 5:16). Но вместе с этим, если мы признаём и переживаем, и чувствуем Божию святость, если мы можем преклониться перед Ним, даже при нашей греховности, мы уже как бы заявляем, свидетельствуем эту святость. Мы не только тогда можем преклониться перед святостью Божией, когда мы уже причастны ей. «Да святится имя Твое» не значит «да святится оно только во мне»; это тоже очень важно. Когда мы говорим «пусть Твое имя будет прославлено», мы включаем всех тех, кто может его прославить, кто на это способен. И видеть, как это имя Божие, как Господь прославлен в жизни других, может быть для нас и радостью, и вдохновением. Людям, которые приходили к Серафиму Саровскому и видели, что Бог сотворил с ним, и как Серафим оказался способным ответить на Божию любовь и на величие Божие — уже было вдохновением и радостью, что на земле это всё-таки существует; даже если я сам непросветленный, то Божие имя славится, Божий свет льется и присутствует на земле. Так что я думаю, что, если мы только не сводим вещи к самим себе, это нам дает уже много радости и вдохновения. И сказать: да, я неспособен на это; я и не пример этого, и не являю славу Божию, но как чудно, что она сияет! И по мере того, как мы радуемся на это чудо и вглядываемся в эту славу, мы как-то в ней тоже участвуем. Как когда свет солнечный коснется человеческого лица, оно тоже делается светлым, несмотря на то, что солнце сияет там, а мое лицо тут, всё-таки какое-то соучастие между тем и другим получается… С другой стороны, мне кажется, что желать чего-нибудь всем существом иногда так же важно и так же значительно, как обладать этим. Я помню, в одной французской книге, рассказ о молодом священнике, который всем существом своим рвется к святости, к молитве — и ничего у него не получается; он не понимает почему. На самом деле он просто умирает от рака, и у него нет уже никакой силы рвануться к Богу, потому что сил-то в нем нет. И молодой человек с ним разговаривает и говорит ему: «Что нас поражает в вас — сила молитвенного духа.» И священник с отчаянием ему отвечает: «Да этого-то у меня нет! Я всей душой рвусь к этому, и не могу этого достичь!» И молодой человек ему отвечает: Так вот это-то мы и чувствуем, — что вы всей душой туда рветесь…
Важнее, в каком-то смысле, чтобы мы рвались к Богу всеми силами и чувствовали, что не достигаем желаемого, чем чтобы при небольшом стремлении нам почему-то было легче. Так что наша устремленность к Богу, в этом отношении, так же, может быть, важна, как самое сияние; потому что люди воспринимают нашу устремленность как сияние; мы сами ее воспринимаем как наш недостаток, как то, чего у нас нет, а Бог видит это, возможно, как самое положительное, что в нас есть. Кто-то из отцов говорит, что подвижничество важнее мистического опыта; он говорит, что мистический опыт — это то, что Бог тебе даёт, ты сам тут ни при чем; а подвижничество — это твой ответ на Бога, это то, чем ты показываешь, что Бог для тебя важен. И в этом отношении подвиг важнее данного тебе, полученного тобой опыта. Подвиг и опыт, конечно, неразделимы в том смысле, что они идут параллельно, и на нашу устремленность Бог тоже отвечает. Но самое драгоценное — это наша устремленность, потому что это то, что я Богу приношу. И это тоже от Бога, потому что, как Паскаль это передаёт: «Если бы ты Меня не нашел, ты бы Меня не искал». Выдумать Бога из ничего никто не выдумает; если мы стремимся к Нему, то потому именно, что мы как-то коснулись края Его ризы, или как-то нас коснулся Его свет и зажег нас…
… Мне кажется, у нас такой соблазн, нам хотелось бы, чтобы свет просто, как солнечный свет, лился, ярко, и чтобы всё засветилось от него; а я помню, есть китайская пословица: вся тьма вселенной не может погасить самой маленькой свечки. И вот если в человеке есть искорка или хватает света на маленькую свечку, это уже пронизывает всю тьму, тьма уже не может быть такая полная; этот свет, может быть, незрим нашими очами, но он пронизывает всю тьму до пределов вселенной. Поэтому всякая искорка любви, всякая искорка богоустремленности, молитвы и т.д., как бы нам она ни казалась маленькой, имеет абсолютное значение: этот свет во тьме светит, и тьма не может его погасить…
О сыновстве
Объективно, конечно, Он нам Отец и мы Его дети; но субъективно, в порядке нашего «сходства» с Богом, похожи мы на Него или непохожи, близости к Богу — тут большая разница. Вот в рассказе о блудным сыне, мне кажется, это так ясно. Отец остается отцом до конца, он ничем другим и не может быть. А сын, который мог бы быть действительно, его сыном, то есть по любви, по тому, как он на него похож, в каких он с ним отношениях — он от этого отошел настолько, что, когда он возвращался, он думал: Ну, я не могу быть сыном, я буду слугой в его доме, лишь бы быть там… И поэтому я говорил, что мы можем стать недостойными сыновьями и дочерьми, но мы не можем перестать быть сыновьями и дочерьми. Для отца, что бы ни случилось с нами, мы остаемся тем же. А мы, внутри нас, можем оказаться очень далеки от состояния сына или дочери. И это относится не только к сыну и отцу, это относится к дружбе, ко всем человеческим отношениям. Мы можем оказаться неверным другом — но наш друг может оказаться верным… Есть выражение в Священном Писании, которое, мне кажется, иногда запутывает нас. Говорится о том, что Христос — Единородный Сын Божий, мы как бы приемные дети; но мне кажется, что мы рассуждаем из опыта, который у нас есть об очень жалких человеческих отношениях. В семье, где есть родные дети и приемные, родители относятся иначе к родным и иначе — к приемным; и мы переносим эти образы, эти картины на наше отношение с Богом. На самом деле мы приёмные, потому что Господь нас принимает: это дверь, которая открывается перед нами, чтобы мы вошли в отношение сыновства, а не слово, которое употребляется, чтобы нам показать, что, мол, Христос — собственный Сын, а вы — только приемные. Мне кажется, очень важно помнить — и это не наше словоупотребление, — что «приемный» это тот, который принят, а не тот, который как бы вдобавок присоединился и который всё-таки не свой. И — я цитировал это много раз — Ириней Лионский говорит о призвании всего человечества, что если мы соединяемся со Христом до самых глубин, тогда то, что о Нем говорится, становится правдой о нас; и он говорит, что придет время, когда всё человечество, во Христе, Который является Единородным Сыном, станет единородным сыном Божиим. Мы вступаем в это отношение с Богом путем приёмства; мы не родились в Боге и не изошли из Бога; но мы к нему идем и вступаем в Него…
Это сложное понятие; с одной стороны, Бог — Творец, и мы — тварь; Он существует, а мы Им сотворены. Но, с другой стороны, Он нас творит не властью, а любовью. Он нас вызывает к бытию по любви, а не заставляет существовать. И Он нас создает для того, чтобы мы с Ним были едины. Вместе с этим, Он остается Собой, и мы остаемся собой. Но отношение наше с Ним, именно всё большее и большее единство, такое, что из чужих мы делаемся своими, из чужих, путем приёмства, мы вступаем в это отношение с Богом, что мы Ему свои, как апостол Павел говорит: «Мы Ему больше не чужие, мы свои.» (Еф. 2:19). Чужие — да, с нашей стороны; и это тоже правда и теперь, после прихода Христа: наше положение по отношению к Богу зависит не только от Его любви, но от нашего ответа на любовь. Мы делаемся Ему своими по мере того, как мы отзываемся на эту любовь. Мы всегда можем сказать Богу: «Ты мне не нужен».
Но возможность сыновства возникла только с пришествием Христа?
В полном смысле, я думаю, да. Если вы возьмете Ветхий Завет: были люди, которые видели и чувствовали Бога, и вместе с этим Он оставался непостижимым; целый ряд мест в Ветхом Завете говорит: «я видел Бога — я должен умереть!..» — потому что встретить Бога лицом к лицу и остаться живым на земле невозможно. Тогда как мы видели Бога в плоти, во Христе, мы общаемся с Ним глубже даже, чем апостолы, когда они видели Христа; мы приобщены через крещение, через дар Святого Духа, через Причащение — мы участвуем в том, что Он есть. Тут разница, которую можно сравнить, скажем, со спором Илии-пророка о Едином Боге с жрецами Ваала; он построил алтарь, положил дров, на них налил воды и помолился Богу. И огонь сошел, и не осталось ничего от жертвы. А с другой стороны — Неопалимая купина; куст, который был сплошное пламя, но не сгорал. И разница между тем и другим, как между нами, когда мы принимаем или не принимаем Бога. Он может быть для нас внешним, и Он может стать частью нас, и мы — часть Его…
Была уверенность и была верность; были, конечно, как и во всякой духовной жизни, и подъемы, и провалы..
Мне кажется, что Воплощение внесло в историю человечества, вообще в историю мира что-то совершенно новое; Бог, Который остается таким же непостижным, таким же недосягаемым в какой-то Своей сущности, вошел в мир и стал нам бесконечно близкий; у Бога теперь есть человеческое имя; у Бога есть человеческий лик; Бог, о Котором думали, как о непостижимом, великом, страшном, явлен нам совершенно по-новому во Христе, Себя отдающим, беззащитным, уязвимым… Это не могло быть выдумано, если бы кто-нибудь сказал о Боге, что Он беззащитный, уязвимый, хрупкий, гонимый, то ему сказали бы: это кощунство! Только Бог мог Себя таким показать и Он таким Себя показал. И можно сказать, что эти характеристики, которые мы видим во Христе воплотившемся, являются характеристиками любви; потому что любовь, действительно, беззащитна, уязвима и т.д. Это Божественная любовь, ставшая плотью, Которая сохраняет за Собой все свойства любви.
Почему Бог «страшен»?
Он страшный в двух смыслах. Во-первых, в Ветхом Завете мы Его часто видим грозным, судьей. А с другой стороны, есть другой страх, который рождается от того, что видишь величие такое, что только остается пасть на колени. И еще отцы Церкви говорили о страхе Божием; они говорили, что есть три рода страха: страх раба, который боится наказания; страх наемника, который боится потерять плату; и страх сына или дочери, которые боятся огорчить или оскорбить отца, или любимого человека. И мы должны вырасти через все эти страхи; в каждом из нас есть сколько-то того и другого, но в полном смысле мы должны достичь сыновнего страха, который не боится наказания, потому что это не важно, не ищет награды, потому что это не важно; единственное важное — огорчил ты или не огорчил любимого. Что он тебя накажет или что он тебе не воздаст — это второстепенно; но ужас в том, чтобы причинить боль тому, кого ты любишь, тому, кто тебя так любит…
В продолжение ответа о страхе и о сыновстве, — мне кажется, это очень важный вопрос. Есть страх, который рождается от величия, от святости, от неописуемой красоты Божией. И есть этот сыновний страх, который превосходит рабский страх или страх наемника: наиболее страшное, что может в жизни случиться, это оскорбить, ранить или предать самое любимое существо. Поэтому, когда апостол говорит «совершенная любовь изгоняет страх» (I Ин. 4:18), — совершенная любовь, конечно, не изгоняет того чувства, чтобы ни в каком случае не ранить любимого. Но любовь изгоняет рабский страх: если я нарушу заповедь, я буду наказан; если я поступлю хорошо, я буду вознагражден. Это в нас живет, неминуемо живет, потому что в нас нет совершенной любви. Но опять-таки, во Христе, Сыне Божием, мы это видим: такую гармонию между Отцом и Им, что в Нем нет этого страха. Спаситель говорит: «Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть.» (Ин. 5:30). Бог творит — и Я творю, одновременно, в полной гармонии Отец и Сын действуют, живут…
Теперь я хочу перейти к двум следующим прошениям Молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое; Да будет воля Твоя…». Опять-таки, как в первом прошении, мы так часто думаем, что молитва заключается в том, чтобы просить с верой у Бога и что Бог по нашей вере — даже малой, потому что Спаситель сказал, что если у вас веры хоть с горчичное зерно, то вы можете сотворить чудо (Мф. 17:20), в ответ даже на маломальскую нашу веру Господь исполнит наше прошение. Но мы забываем, что наше призвание — совершить те дела, о которых мы просим, то есть быть делателями того, о чем мы просим. И когда мы говорим Господу: «Да приидет Царствие Твое!»- это не значит: «Приди как Царь, воцарись, победи, установи Царство любви и правды» — потому что силой этого нельзя сделать. И Бог не может этого сделать. Потому что Царство Божие — это Царство универсальной, всецелой любви. И Максим Исповедник говорит, что Бог может всё, кроме одного: Он не может заставить человека полюбить Его. Любовь зависит от совершенной свободы; любовь — это такое соотношение, когда ты всего себя отдаешь и всего другого воспринимаешь. И это не может быть сделано каким бы то ни было насилием. Поэтому, когда мы молимся о том, чтобы пришло Царство Божие, мы не только просим, чтобы Господь нам дал силу, и благодать, и мудрость, и способность, и случай установить /Его/ Царство, мы также говорим, что мы берем на себя ответственность, что мы будем в этом направлении трудиться.
Тут нам надо помнить, что Царство Божие, о котором мы молимся, это не просто человеческое общество, ставшее гармоничным, общество, где нет вражды, войн, нужды, — это что-то гораздо большее. Построить общество, в котором можно было бы жить, — это можно себе представить; но тот Град Божий, который должен вырасти из града человеческого, — нечто совсем другого измерения. Град человеческий, который должен раскрыться так, чтобы стать Градом Божиим, должен быть такой, чтобы первым его гражданином мог бы быть Сын Божий, ставший сыном человеческим — Иисус Христос. Никакой человеческий град, никакое человеческое общество, где Богу тесно, не может быть Градом Божиим.
И когда мы молимся, чтобы пришло Божие царство, мы имеем в виду именно это; не то, чтобы водворилась какая-то человеческая гармония, а чтобы вошла в мир Божественная гармония, такая же широкая, бездонная, как Сам Бог, чтобы было место Богу в этой гармонии.
И еще мы берем на себя ответственность за это строительство. Христос говорит: «Царство Божие начинается внутри вас» (Лк. 17:21). Оно начинается тогда, когда мы Бога водворяем в своей жизни как Царя, когда Он правит всей нашей жизнью, когда наши мысли, наши чувства, наша воля, наше действие — всё делается Божиим, будто Бог живет в нас, и мы действуем Его силой. Как апостол Павел передаёт: «Довольно тебе Моей благодати, Моя сила в немощи совершается…» (2 Кор. 12:9). А «совершается» по-славянски не значит просто «действует», но «доходит до совершенства, «раскрывается до полноты».
В какой немощи? На какую немощь можем мы рассчитывать, какой немощи нам искать? Я повторяю то, что я много раз говорил, но, может быть, это и не вредно. Это, конечно, не немощь нашей слабости, нашей лени, нашей беспечности, нашего нежелания совершить подвиг. Это другая немощь — немощь прозрачности, немощь утонченности, через которую, в которой может действовать Бог. Я как-то детям старался это объяснить и говорил, что это «немощь» перчатки, которую надевает хирург на руку; перчатка потому только этой опытной, мудрой руке позволяет совершать чудо исцеления, что она такая тонкая, такая хрупкая, что она не чувствуется на руке. Но она такая хрупкая, что может разорваться в одно мгновение. То же можно сказать о парусе на лодке: это самая хрупкая часть лодки, а вместе с этим, только парус, направленный как следует, может дать ветру пронести корабль через море и довести до пристани.
Вот о какой немощи говорит Господь; не о лени нашей, не о беспечности, не о забывчивости, а вот об этой хрупкости, которая позволяет Богу свободно действовать. Или о той прозрачности, которая позволяет Богу литься через нас, как свет проходит через стекло.
Мы должны стремиться к этому, и это наш подвиг, потому что от нас будет зависеть, в какой мере мы себя Богу отдаем, в какой мере мы дерзаем не рассчитывать на свои силы, а рассчитывать только на Божию помощь. Это было бы так легко, если бы мы понимали, что совершить наше человеческое призвание мы можем только Божией силой. В плане человеческих действий мы можем сделать очень многое: упрямством, крепостью своей. Но достичь того, что составляет человеческое призвание, мы не можем своими силами; не можем своими силами стать братьями и сестрами Христа, детьми Божиими; мы не можем стать живыми членами, частицами таинственного тела Христа; мы не можем стать местом пребывания Святого Духа и быть Им так пронизаны, как железо может быть пронизано огнем; мы не можем сделать того, что составляет настоящее, предельное наше человеческое призвание.
Поэтому Богу мы можем предложить только свою открытость; как мы говорим: «Приди и вселися в ны!» Открыться и дать Богу дохнуть в нас, как поворачивают парус, чтобы ветер его наполнил, как можно открыть окно, ставни, чтобы свет пролился в комнату; как мы можем раскрыть наш ум и сердце другому человеку или пониманию — вот что мы можем сделать. Но это требует подвига, усилия; это требует выбрать Бога вместо себя, выбрать настоящее свое призвание вместо бесконечно мелких вещей, в которых мы можем быть удачливы, которых мы можем достигнуть. Мы можем достигнуть образования, учености, в значительной мере развить свои таланты; но это всё — не наше человеческое призвание, хотя это может быть частицей того, что может нас выковать в человека. Но последнее призвание — стать тем, чем был, есть и остается Христос по отношению к Себе и по отношению к небу, по отношению к человечеству, по отношению к космосу и по отношению к Богу.
И вот поэтому, когда мы говорим: «да приидет Царствие Твое», мы в первую очередь говорим: Господи! Приди и воцарись во мне! Я Тебе открываю дверь всей моей жизни, ума, сердца, воли, действий — всего: приди! Во мне есть сопротивление — победи! Во мне будут моменты бунта — победи и тут! Я хочу Твоей победы, чего бы это ни стоило мне по человечеству, — то есть человечеству в самом малом смысле этого слова, тому, что мы называем «мое человечество»: то есть моя немощь, моя малость, мое не достоинство.
А затем, Царство Божие ширится вокруг нас от человека к человеку. Часто говорят: Я не могу всех любить… Конечно, не можешь! Никто из нас себя не умеет любить! Никто из нас не умеет любить по-настоящему даже самых любимых, а не то что всех. Всех любить, пока никого нет — легко; но полюбить конкретно одного, другого, третьего человека… Помню старца Назария, который был одним из ранних игуменов Валаамского монастыря; он говорил, что мы неспособны всех любить; но, если бы только мы попробовали немногих полюбить по-настоящему, то есть забывая о себе, любя их так, что они для нас важнее, чем мы сами… Это бывает! Это бывает между родными, это бывает между друзьями, это бывает между чужими. Это нельзя классифицировать, сказать: «родителей», «детей», «мужа», «жену», «друзей». Это очень личная вещь; но к этому надо стремиться: научиться любить хоть одного человека с забвением себя. И когда я говорю «с забвением себя», я не хочу сказать — забывая себя в каком-то дурмане безумия, а — не будучи в состоянии даже вспомнить о себе, когда другому что-то нужно или, когда я о нем думаю. Христос говорит: «Если кто хочет последовать за Мной — пусть отвернется от себя.» (Мф. 16:24). И в начале Евангелия от Иоанна на славянском и на греческом языках говорится: «И Слово было к Богу.» (Ин. 1:1). То есть: не с Богом, а всё устремлено к Богу. Любовь Сына Божия такова, что только Отец существует для Него, не Он Сам; и такая же любовь во Отце по отношению к Сыну и к Духу, и у Духа по отношению к Отцу и Сыну: самозабвенная любовь. И вот тут надо начинать опять-таки подвижнически с самых близких, с тех, которых естественно и легко любить. Не начиная с трудного, а с простого, но уже беспощадно по отношению к себе: не потому что это удобно, не потому что это приятно, а просто потому что это так.
И на этом пути встает вопрос: как вынести другого человека? Потому что, если я был бы несовершенен, а другой человек был бы совершенный, тогда борьба была бы только с самим собой; но тут две величины, которые трудны друг другу. И апостол Павел говорит: «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов.» (Гал. 6:2). То есть несите на своих плечах то, что тяжело в другом человеке, и это будет исполнением того, что Христос сказал. В другом месте апостол говорит: «Принимайте друг друга, как Христос вас принял.» (Рим. 15:7). То есть: Он принял нас, когда мы Его не искали, Он принял нас, когда человечество было как бы во вражде с Богом, в борьбе; и Христос пришел к нам именно к таким; Он не стал ждать, чтобы мы раскрылись, чтобы мы Его захотели, возмечтали о Нем. Он пришел и в ответ на Его приход какие-то люди — даже мы с вами! — отозвались.
Вот как мы должны относиться друг ко другу. И тут входит также вопрос не только принятия друг друга, но два других элемента. Христос говорит: «Люби ближнего, как самого себя…» Для этого надо научиться любить самого себя. Любить себя не значит исполнять или потакать всему, что только «хочется»: мне хочется легкой жизни, мне хочется удовольствий, мне хочется того или другого. Это самое поверхностное «я». А полюби того «я», того глубинного человека, который есть икона Христа, образ; в тебе живёт образ Христов, — так полюби его и защити от того поверхностного, жадного, мелкого человека, которым ты являешься на другой плоскости; полюби вот этого человека. И когда ты его полюбишь, когда для тебя эта икона станет драгоценнейшей, тогда ты сможешь, с одной стороны, с такой болью обнаруживать, как другие свойства или черты твоей личности эту икону уродуют, портят, оскверняют. И с другой стороны, поняв это, ты сможешь смотреть на других людей совершенно другими глазами. Ты увидишь в них две вещи сразу: и икону, и раненность этой иконы; тогда как мы, большей частью, видим изуродованность и забываем, что это икона. Это — икона, и мы должны к ней относиться с такой бережностью, с такой любовью, так нежно и так благоговейно, именно потому, что она осквернена и испорчена, и ранена — это одно.
А второе — вопрос прощения, потому что то, что в нас есть трудного взаимно, конечно, и ранит взаимно. И вот — где начинается прощение? Если мы подумаем о Христе, то совершенно ясно, где оно начинается; Христос нас возлюбил во грехе нашем, и Он пришел к нам грешным. Он не ставил нам условия: Приду только если вы исправитесь; Он не сказал: Я приду к вам, несмотря на то, что вы такие уродливые. Он просто пришел к нам и явил нам всю красоту человечества; явил нам всю красоту того, что представляет собой человек, и всю Божественную любовь к нам, падшим, греховным, разбитым людям. И вот так мы должны и друг ко другу относиться; то есть когда между двумя людьми ссора, когда в том или другом человеке есть такие свойства, которые нам еле выносимы, мы должны тогда этого человека воспринять: воспринять, какой он есть, и его нести; нести его либо, по слову Христа в притче, как Он несет пропавшую овцу, которая ушла, заблудилась, была в страхе, взывала к пастуху, который благодаря этому ее нашел, взял на плечи и принёс обратно, домой. Или (и это очень реально было в некоторые эпохи, бывает реально и теперь) мы должны быть готовы — со страхом порой, с ужасом порой — друг друга носить, нести на плечах, как Христос нес Свой крест: взять человека на плечи свои, зная, что это крест, на котором мы будем распяты, на котором мы умрем, но, умирая, мы сможем сказать, как Христос сказал: Прости ему, прости ей, прости им: они не знают, что они делают…
Вот где начинается и ширится наше строительство Царства Божия. И когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое» — Господь нам отвечает, как мы читаем в пророчестве Исаии: «Кого Мне послать? Я Сына Своего уже послал; Он уже жил, проповедал, сошел в ад, воскрес; и Ему нужны сейчас, из рода в род, посланники: кого Я пошлю?» И тогда Исаия встает и говорит: «Пошли меня, Господи!..» (Ис.6:8).
Вот к чему мы призваны. Когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», мы должны услышать Господа, говорящего нам: «Кого же Я пошлю теперь?» — и ответить: «Меня, Господи!..» Как бы ни было страшно, куда бы Господь ни послал, помня, что наше христианское призвание — быть светом, а свет должен быть послан туда, где темно; там, где и без него светло, он не нужен. Мы — соль земли; мы должны быть посланы туда, где гниль, чтобы остановить гниение… Наше место там, где нужно, чтобы был Божественный свет, Божественная любовь, Божественная чистота, Божественная правда… Мы часто думаем, когда молимся: «Господи! Мне страшно! Защити меня! Стань между мной и опасностью! Стань между мной и горем! Пусть Тебя распнут снова, а я за Твоей спиной буду жить…» Нет же! Господь говорит: «Кого Я пошлю?» Он, правда, нас насильно не посылает, если мы не готовы к этому. Он нас не пошлет против нашей воли. Когда Иаков и Иоанн к Нему обратились с просьбой дать им воссесть в Его славе, Он им поставил на вид, что раньше славы есть крестный путь и распятие. Но Он им не сказал: «И вы должны этим путем пройти». Он их спросил: «Готовы ли вы пить Мою чашу? Готовы ли вы погрузиться в тот ужас, в который Я буду погружен?» И когда они сказали: «Да!» — Он им ответил: «Вы будете пить Мою чашу, вы будете участниками Моей страсти…»
И каждому из нас Господь это говорит. И когда мы говорим: «Да приидет царствие Твое» — вот о чем мы говорим. Не о том, чтобы устроить приходскую общину, чтобы не было сплетен и не было вражды. А чтобы приходская община была такой глубины, ширины и величия, чтобы Христос мог в ней, как один из членов этой общины, жить светя, миротворя, преображая каждого из нас, чтобы каждый из нас вышел бы в мир и творил то же самое. И это мы можем творить по обетованию Христову, — была бы вера, была бы готовность положить жизнь свою за други своя.
Вот о чем мы говорим словами «Да приидет Царствие Твое». Конечно, многое другое можно было бы сказать, но хоть это мы могли бы запомнить. Если мы неспособны жить в эту меру, мы могли бы хоть стремиться к этому, знать, что это — наше призвание, начать с Царства внутри нас, и распространить его на одного человека, на второго, на третьего — и дальше.
Потом мы просим о том, чтобы воля Божия совершилась. Воля Божия — спасение всех. И в этом отношении мы призваны быть посланными ко всем. Воля Божия — наше спасение тоже. И когда люди говорят с притворным или неразумным смирением: «Я о себе молиться не могу, потому что — чтó я собой представляю перед Богом, чтобы Он меня спасал? Но, конечно, я о других молюсь» — это очень печальная ошибка. Потому что Царство Божие никогда не будет полно, если хоть один из нас будет вне его. Мозаика состоит из множества маленьких камешков, некоторые из них ничего, как будто, и не представляют, они и не золото, и не цвет. А вынь один из этих камушков — и постепенно вся мозаика начнет разрушаться, и вся рассыплется. Так и Царство Божие: спасение всех.
И поэтому мы должны бороться за себя, за свое спасение, потому что Господь отдал Свою жизнь за каждого из нас без исключения; не за моего ближнего только, но и за меня. И если я это понимаю, то я должен всей своей благодарностью отозваться на эту Божию любовь ко мне и эту любовь распространять дальше. Воля Божия так ясно раскрыта нам в Священном Писании, так ясно нам раскрыта в личности Христа, так ясно раскрывается в личности святых. Я не говорю — в конкретном их житии, которое, может быть, нам и не по плечу и не по обстоятельствам. Но в том, что они собой представляли, как они стояли перед Богом, перед своей совестью, перед людьми, как бережно они относились ко всему, что их окружало. Святой Исаак Сирии говорит: «Никто не может молиться чистым сердцем, кто не примирится с Богом, со своей совестью, со своим ближним и даже с предметами, которыми он пользуется,» — потому что они все Божии. Весь этот материальный мир создан Божественной любовью. Это не мертвый мир, это мир, из которого Господь совершает чудеса: этот хлеб делается Телом Христовым, это вино делается Кровью Христовой, эта вода делается водой купели возрождения, и т. д. Всё призвано быть пронизанным Богом, когда придет конец времен и когда Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:23).
И вот, воля Божия именно в том, чтобы мы так заботливо относились ко всему, когда мы говорим: «Да будет воля Твоя». Мы часто это произносим как бы в защиту себе, мы просим о чем-то и заканчиваем молитву — «однако, да будет Твоя воля». Т.е. «если Ты со мной не можешь согласиться, ну, так и быть, поступи по-Своему». Нет! Это не то, о чем мы просим! Наша устремленность, наша мечта и воля должны бы быть в том, чтобы наша воля и Божия воля стали одно, чтобы одно проникло в другое.
Есть смелое место у одного духовного писателя, кажется, Марка Подвижника, где он говорит: «Если и Бог станет перед Тобой и скажет: Сделай то или сё, — и твое сердце не может ответить «Аминь!» — не делай этого, потому что Богу не нужен твой поступок, Ему нужно твое сердце.»
Вот о чем мы должны думать и как мы должны переживать нашу молитву «Да будет воля Твоя». Да! Пусть она будет и во мне! Пусть так соединится моя воля с Твоей, что, когда Ты что-нибудь желаешь — чтобы это было моим желанием, чтобы не было противоречия, столкновения или расхождения между нашими волями, чтобы Твоя воля и моя были, как гармония между двумя музыкальными нотами, чтобы было единство между Твоей волей и моей. И это задача, которую мы должны решать, читая, вчитываясь в Священное Писание, вчитываясь в то, что Христос явил в Себе и сказал о том, каков настоящий человек. И тогда мы можем вырасти в эту меру.
50-й псалом.
Ныне приступих аз, грешный и обремененный, к Тебе, Владыке и Богу моему; не смею взирати на небо, только молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.
Господи! да будут слова этой молитвы словами правды; предстою ныне перед Тобой, Господи, но могу ли я сказать, по чистой совести, что я не смею и на небо поднять очи мои? Господи, по нечуткости моей, по холодности сердца, по незнанию Тебя, Господи, я с такой легкостью приступаю к Тебе, рассчитывая на милость и на прощение. Я знаю, Господи, милость Твою, но покаяния истинного нет во мне. Даждь ми, Господи, ум, разумение, да плачуся дел моих горько.
О горе мне, грешному! Паче всех человек окаянен есмь. Покаяния несть во мне. Даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько!
Господи! Да будут и эти слова словами правды! Паче всех человек согреших. Господи, сколько Ты мне дал! Как Ты меня окружил и Твоим учением, и молитвой церковной, и наставлением родных… Сколько Ты мне дал, Господи, такого, что могло бы просветить мой ум и сердце! Если бы кто так был Тобой обогащен — каких бы дел он не совершил! Но я, Господи, столько знаю и так мало плода приношу. Господи! Дай мне покаяние! Дай мне, Господи, ощутить греховность мою и невыразимую красоту Твою и величие Твое! Господи, дай мне пасть ниц перед Тобой и сердцем сокрушенным и смиренным помолиться Тебе…
Мати Божия Пречистая, воззри на мя, грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько!
Пресвятая Богородице! Среди тысяч и тысяч и я виновен в страстях и распятии, в смерти и в адском опыте Сына Твоего и Бога… Не только по чужим грехам, но по моим стал Бог человеком. Владычице! Ты предстояла у Креста Сына Твоего, безмолвно отдавая Его на смерть меня ради. Помолись, чтобы Его смерть и воскресение не были бы напрасны в моей жизни, чтобы дрогнуло у меня сердце, чтобы покаяние вошло в меня, чтобы мне положить начало новой жизни в благодарности, с благоговением, с радостью…
Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Внегда поставлены будут престолы на судищи страшном, тогда всех человек дела обличатся. Горе тогда будет грешным, и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих!
Господи! Так часто я грешу втайне, забывая, что и Ты, Господи, знаешь о греховных движениях моего сердца и ума, о жестоких словах, о бесчувствии, о холодной безразличности, забывая, что знает и видит Богородица, и плачется о том, что умер Ты ради меня, а я не могу ожить ради Твоей крестной смерти. Знают и ангелы, и усопшие; и боюсь я только человеческого земного суда. Боже! Дай мне понять, дай мне видеть во всем просторе и глубине сонм свидетелей Твоих, и дай мне жить по правде Твоей, и по их правде.
Праведники возрадуются, а грешные восплачутся; тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас; темже, прежде конца покайся, человек, от злых дел твоих!
Господи! Я всё откладываю добро, я всё надеюсь на завтрашний день, я всё надеюсь на то, что что-то изменится и я стану другим, Твоим, христианином. И проходят годы и годы, и это всегда — назавтра. А придет же время, Господи, когда не будет завтрашнего дня, когда телом я буду лежать во гробе, а душа будет стоять трепетно перед Тобой. Кто поможет мне тогда? Кто оправдает? Только плоды, принесенные в жизни. Что осудит, как не жизнь, проведенная на земле? Господи! Дай мне память смертную — не как страх, а как призвание, как призыв к тому, чтобы жить достойно того, к чему я призван: быть человеком, Господи, по подобию Сына Твоего, Бога нашего, ставшего истинным человеком…
Увы, мне грешному! Я делами и мыслями осквернился, но слез не имею от жестокости сердечной, душе моя, восстани, покайся!
Пресвятая Богородице, спаси нас! Се взывает, Госпоже, Сын Твой и поучает нас на доброе. Аз же грешный добра всегда бегаю, но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых дел!
Господи! Силою Твоею воздвигни нас и дай нам в приобщении Святых Твоих Тайн приобщиться Тебе, Господи, и начать новую жизнь. Презри мое беззаконие, Господи, родивыйся от Девы, и очисти мое сердце! Сделай его храмом Пречистому Твоему Телу и Крови, и не отвергни меня, не отрини меня от Твоего лица по безмерной Твоей милости…
Во причастие Святынь Твоих как я могу дерзнуть, недостойный? Если дерзну к Тебе приступить с достойными — одежда меня обличает, и осуждение исходатайствует многогрешной душе моей, Господи! очисти скверну души моей, и спаси мя по человеколюбию Твоему.
Егда славные ученики на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, беззаконным судиям Тебя, праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех благий, Господи, слава Тебе!
Господи! Избави мя от несытыя души! Даждь ми, Господи, понести в себе мертвость Твою, стать чужим всему тому, что было причиной распятия Твоего. Хлеб жизни вечной да будет мне Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.
Несколько тропарей Канона ко Причащению.
Молитвы ко Причащению: Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже мой…
Несмь достоин, Владыко Господи…
Богородичен…
Господи, пророком Твоим Нафаном…
Ослаби, остави, прости, Боже….
Отпустительная молитва.
Опубликовано (без ответов на вопросы и Общей исповеди):
Альфа и Омега. 1998, № 16.
Труды, Т.1.- М.: Практика, 2002. Раздел 2. «О слышании и делании.»