Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Проповедь святого Иоанна Крестителя вся заключается в том: «Покайтесь… Отвернитесь от себя и своих себялюбивых желаний; отвернитесь от всего того, что гнетет душу и тело к земле, отвращает сердце от Бога… Покайтесь!.. И сделайте путь Господень прямым, доступ до вашего сердца — прямым; и ждите, призывая имя Господне.» И эта проповедь обращена к каждому из нас и ко всей Церкви в ее совокупности: каждый из нас должен обратить свой взор и свое сердце к Богу и сделать доступ к собственному сердцу легким для Господа. Он стоит у двери каждого сердца, каждого ума, каждой жизни, каждой судьбы — и стучит: не откроют ли Ему? И наше дело — быть готовыми. И как только мы почуем Его приближение или услышим звук этого стука, мы должны спешить, спешить открыть эту дверь, пока не поздно… Но это относится не только к нам лично; каждый из нас, кто назван именем Христовым, кто является как бы Христовым присутствием на земле, каждый из нас должен быть таким провозвестником, таким проповедником прихода Господня; каждый из нас должен делать легкими и прямыми пути Господни в жизнь других людей, к сознанию, к воле и к сердцу других людей. И для этого нам надо научиться от святого Иоанна Крестителя тому, чем он был: он назван самым святым, может быть, именем, каким можно назвать человека — другом жениха. Друг — это такой человек, для которого его друг — всё на земле; чьи интересы, чье сердце, чувства, желания, мысли являются для нас самым святым, самым драгоценным, что только есть. Друг это тот, кто может всё забыть, включая себя самого, ради того, кого он избрал другом, и кто его другом избрал… И потому Иоанн Креститель мог сказать о себе, что надлежит ему, Иоанну, сходить на нет, чтобы вырос в полную меру, в сознании, в опыте, в жизни людей Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И каждый из нас должен бы быть таким гласом, вопиющим в пустыне, не заслонять собой, своей личностью, добрыми или злыми своими качествами образ Христа, а быть таким прозрачным, чтобы насквозь, через него можно было видеть грядущего Христа, живущего в нем или в ней Христа, и чтобы наш голос был голосом Божиим, зовущим в вечную жизнь… Глас вопиющего в пустыне должен бы быть нашим голосом, и мы должны быть готовы к тому, к чему был готов — и что случилось и с Крестителем Иоанном: отойти совершенно; отойти так, чтобы остался только Христос перед глазами людей, только Он один; в каком-то смысле быть готовыми, чтобы мы были забыты — как говорили самаряне: «Теперь мы верим в Него не по твоему слову, а потому что мы сами Его видели и слышали и дознались Его правды…» И какая радость быть тем, кто открывает дверь, провозглашает Христа, кто как привратник, как дворник, стоит в стороне, как друг жениха, который приводит невесту к жениху и сам остается вне брачной комнаты, сторожить: как бы какая-нибудь сила не ворвалась туда и не прервала тайну общения, тайну приобщенности невесты к жениху… Вдумаемся в этот образ, вдумаемся в эти слова, сказанные о том, кого Христос называет «самым великим из рожденных женами»; и вступим в его путь во славу Божию, во спасение других, во спасение собственной души. Аминь!
Опубликовано: Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.