Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе собрат, Высокопреосвященнейший Митрополит Сурожский Антоний! От имени Ростовской епархии, ее духовенства и боголюбивых верующих людей приношу Вам сердечную благодарность за то, что Вы в этом святом храме, кафедральном соборе, сегодня возглавили и всех нас объединили в святой Евхаристии. Да будет наша молитва совместная услышана и да не лишит нас всех Господь Своей милости, здравия и спасения.
В истории Ростовской епархии сегодня открывается новая страница. Вы первый представляете собой гостей Московской Патриархии и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и посещаете Ростовскую епархию. Замечательно, дорогой Владыко, что это событие в жизни нашей епархии началось святой Евхаристией и совместной молитвой Подателю всякой милости и всякого дарования, Начальнику нашей жизни и спасения Господу Иисусу Христу. Мы приветствуем Вас, дорогой Владыко, как высокого гостя нашей святой Русской Православной Церкви, как великого и известного во всем мире, в том числе и в нашей стране, иерарха, как представителя и христианства, и Православия западных стран. Лично я знаю Вас, дорогой Владыко, уже 17 лет; нам много раз приходилось встречаться в разных странах мира, неся и совершая наше совместное ответственное церковное послушание, — послушание, которому Вы отдаете себя ежедневно и ежечасно, проповедуя в инославном мире, в окружении инославных слово Божие, свидетельствуя о древнем восточном святом Православии. И мы ценим, Владыко — наш верующий народ и Ваши собратья-епископы Русской Православной Церкви — мы ценим тот огромный вклад, который Вы вносите в сокровищницу Православия и всемирного христианства.
Мы знаем Вас как выдающегося проповедника, как писателя духовного, знаем Вас как выдающегося богослова, и поэтому сегодня с особой радостью приветствуем Вас и с другим памятным событием, которое совершилось несколько дней назад, когда Московская Духовная Академия, высшее учебное заведение нашей Русской Православной Церкви, по достоинству и заслугам увенчала Ваши труды, Вашу проповедь, Ваше свидетельство, Ваши богословские изыскания, присвоив Вам самое высокое звание Доктора Богословия. Мы поздравляем Вас, дорогой Владыко, с этим званием, достойно и по заслугам Вам присвоенным, и верим, что дар Ваш процветет, что слово Ваше будет еще более авторитетным, что оно будет жечь сердца людей во всех странах мира, что они с такой же радостью будут спешить читать о Вас в прессе, слушать Ваше живое слово проповеди Евангельской и свидетельства жизни и деятельности Православной Церкви вообще и Русской Православной Церкви в частности.
Мы просим Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, от нас всех передать нашим соотечественникам в зарубежных странах, с которыми Вы постоянно общаетесь, и тем верующим людям, которые, будучи инославными, приняли святое Православие и особенно любят Русскую Православную Церковь, наши самые добрые молитвенные пожелания.
Ваше Высокопреосвященство! В нашей стране Вы бываете неоднократно. Мы знаем, что Вы не только любите наш верующий народ и нашу святую Русскую Православную Церковь, но и любите нашу страну, и бываете здесь, встречаетесь с людьми и свидетельствуете о той огромной миссионерской работе, которую Вы совершаете в иных условиях, в западном мире, среди океана инославного народа. Мы живем в других условиях, но совершаем ту же священную церковную, Богом заданную и Священноначалием нам доверенную миссию. Мы живем в стране, законодательство которой не только предоставляет право людям верить или не верить в Бога, но и по нашей конституции гарантирует это право и возможность законом; если же и возникали на почве идейных расхождений разногласия между людьми, государственный закон стоит на страже взаимопонимания, мирного сожительства и сотрудничества в одной стране, независимо от идейных убеждений, на которые Государство своим законодательством дает право каждому желающему человеку. И верующие люди имеют возможность исповедовать Господа Бога, проповедовать, особенно своей жизнью, истину Евангельской правды и свои убеждения христианские и религиозные. Также имеют права те, кто желает проповедовать и атеистические идеи; но мы, верующие люди, уважаем всякое убеждение, если оно стоит за благо народа, если оно зиждется на гуманных и гуманитарных основаниях, если оно служит благу, примирению и взаимопониманию между людьми, — тому пониманию, в котором так нуждается сегодня весь мир и всё человечество. Мы просим Вас, Владыко, передать нашим братьям по вере и христианским убеждениям на Западе, что в России живет Церковь, что она исполняет свою священную миссию, что она призывает людей и содействует, если они имеют на то желание, делу их христианского совершенствования, делу их спасения; что мы любим Бога, что мы любим братьев по вере, что мы любим всех людей доброй воли, независимо от их идейных убеждений, что это наша миссия, что это задача нашей жизни, что это воплощение в жизнь наших христианских убеждений и вечных заветов Господа нашего Иисуса Христа.
Мы желаем, дорогой Владыко, чтобы Ваше пребывание в пределах нашей страны — и в Ростове, и в других местах, где Вы еще будете — было для Вас приятным, чтобы общение с верующими людьми нашей епархии и в других городах обогатило Вас духовно, дорогой Владыко, чтобы Вы знали, что Вас многие и многие слушали, читали, слушают и будут слушать; что многие вас знают, духовно любят и возносят за Вас свои молитвы. Отныне и в этом святом кафедральном соборе Ваше имя будет возноситься в молитве, и мы будем ощущать то единство, которое мы сегодня почувствовали душой и верующим сердцем, объединясь вокруг Вас в момент совершения бескровной Божественной святой Евхаристии. Мы просим, дорогой Владыко, и впредь, когда у Вас будет желание и возможность — а мы верим, что Святейший опять пригласит Вас и опять к нам направит, потому что он здесь служил, он любит Ростов, он любит этот кафедральный собор, он любит ростовчан — что он предложит и в будущем Вам когда-нибудь вторично, и третично посетить нас, помолиться вместе с нами…
Да благословит Вас Господь, дорогой Владыко, миром и здравием, да поможет Вам и впредь так же успешно совершать миссию епископа Русской Православной Церкви, возглавляющего приходы и русских людей, и иностранцев, принявших Православие и вступивших в лоно Московского патриархата Русской Православной Церкви. Пусть эта проповедь и с высоких трибун, и в скромных кругах, и перед сильными мира сего, и перед простыми верующими и неверующими людьми будет такой же успешной, какой она была все эти годы Ваших трудов, Вашего апостольского архиерейского за рубежом служения, да содействует Вам, дорогой Владыко, и сопутствует все щедрая и божественная благодать Господня, укрепляющая, и просвещающая, и утверждающая всех верующих людей.
Многая лета, дорогой Владыко!
Я с большим, глубоким волнением слушал слова Владыки Митрополита Владимира. Действительно, для каждого из нас, рожденных русскими больше полустолетия тому назад, возвращение на Родину хотя бы на короткий срок является чудом, вызывает слезы и благоговение. Наше служение, наша жизнь проходит далеко от родных краёв, но плотью, сердцем, душой мы принадлежим к русской земле и чувствуем себя заодно с судьбами русского народа. Русская Православная Церковь принесла на Западе свидетельство о нашей верной, никогда не поколебавшейся истине веры церковной. И это слово истины, это свидетельство веры услышано вокруг нас. Не только четыре поколения детей, родившихся за границей, остались верными Русской Церкви, дорожат русской культурой, стремятся познать историю и прозреть глубины таинственных судеб России, но сейчас сотни и сотни инославных, из которых одни были неверующими, другие — активно безбожными, а третьи принадлежали иным церквам и общинам — сотни и сотни инославных входят в Русскую Церковь, которая для них делается матерью, и через это приобщаются тысячелетнему потоку духовкой жизни, молитвы, крестных страданий и славе Воскресения, живущих в Русской Церкви. Они меня просили, куда бы я ни пришел, принести привет своим по вере и своим по крови. Старые люди уже клонятся к земле, многие и многие, тысячи за прошедшие 60 с лишним лет, легли костьми в чужой земле, и, однако, не совсем в чужой земле, потому что каждого русского человека мы хороним за границей с горсточкой русской земли, привезенной из родных краев. Пусть эта земля будет им легка! Они кончали свое земное поприще с одной только мыслью, с одной только любовью, с одним только словом на устах: о России, и о Христе. И они — и усопшие, которых я знал, и живые, которые еще живы и кончают свой век, шлют вам любовь, а Русской земле, Русской Церкви — земной поклон, прося ваших молитв, потому что вы живете на земле предков; а прожить долгую жизнь среди людей, которые ни языка вашего, ни духа вашего не понимают, для которых ценности вашей жизни не имеют смысла, трудно…
Да, нас взял в Свою руку Господь и посеял по лицу всея земли; во все страны проникли русские люди и во всех странах составили маленькие — о, какие маленькие! — церковные общины. Когда я был еще подростком 18 – 19-ти лет, 50 лет назад, было время, что верными Патриаршей Русской Церкви остались всего 50 человек в Западной Европе. Теперь расцвели храмы наши во всех странах. Когда я приехал в Англию, я был единственным православным русским священником на всю Великобританию и Ирландию; теперь у нас десять священников и десять приходов, и больше десяти других мест, где мы совершаем богослужение для людей, которые или остались, или стали православными.
Но наше слово, как сказал Владыка Митрополит Владимир, гораздо шире проносится, чем наши небольшие общины, — по радио, по телевидению, в инославных храмах, на больших собраниях или в маленьких кружках — везде православное слово проповедуется, везде меняется дух и мысль западных людей под влиянием чистоты православной веры. Мы проповедуем, что быть православным — это знать Бога поистине каким Он есть, и поклоняться Ему достойно Его святости. И это требует признания веры неразделенной Церкви, приобщенность к этой вере всей душой, всем умом, всей волей, всем подвигом жизни и души, и искания святости во исполнение всех заповедей Христовых, чтобы не случилось с нами то, о чем некоторым христианам говорил еще апостол Павел: что имя Христово порочится ради жизни тех, которые себя лишь называют христианами. Мы должны быть в мире как бы живыми иконами, чтобы, глядя на нас, люди говорили: «Почему у него в глазах сияет такая любовь, такая кротость? почему в его поведении столько смирения и любви? Почему в духе такое горение и несокрушимая смелость? Почему в этом человеке есть то, чего мы никогда ни в ком не видали? Почему он сияет светом небесным?» — и чтобы ответ был: «Потому что он гражданин Божьего Царства, он вестник с небес, он послан в мир, может быть, без слов, но сиянием жизни возвестить о Христе…»
Мы стараемся, по мере слабых сил, это осуществить, вы своим подвигом жизни осуществляете это изо дня в день; и я молю, молю, все мы молим, чтобы благодать Святого Духа, чтобы любовь Отчая, чтобы сила Крестная и победа Воскресения нас осенила и сохранила. Спасибо вам за ласковый прием, и простите, что я так долго говорю, но сердце слишком полно…
(дальше голос тонет в гудении народа «Спаси вас Господи» и т.п.)
Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.
Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002