В третьей беседе о молитве я хочу поставить вопрос о вере как об абсолютном условии плодотворной и честной молитвы. Современный человек часто боится заявить себя верующим, потому что ему кажется, что быть верующим это нечто специфическое, специально-религиозное, что это область, в которой он будет один, что другие культурные люди не могут иметь понятия о вере, что это упражнение ума и сердца, которое им чуждо.
И вот мне хочется подчеркнуть сейчас, что это чистое недоразумение, происходящее от непродуманности. Вера — не только религиозное познание. Вера имеет место во всех человеческих отношениях, имеет свое место и в научном изыскании. Священное Писание определяет веру как уверенность в том, что существует невидимое. Разве это не определение, которое охватывает всю нашу жизнь? Вот я встретил человека, меня поразило его лицо, я хочу с ним познакомиться — почему? Если существует только видимое, тогда то, что я увидел, должно было бы меня удовлетворить. Но я знаю, что лицо его интересно, значительно, потому что за видимым есть невидимое: есть ум, есть сердце, есть целая человеческая судьба. То же самое относится и к научному изысканию. Ученый не описывает предметы, которые вокруг него; он не удовлетворяется тем, чтобы назвать камни различными именами и разными именами обозначить цветки или зверей. Ученый сейчас идет гораздо глубже. Его внимание останавливает внешнее, но его интерес обращен к тому, что невидимо. Видя предмет, он углубляется в природу материи, видя движение — в природу энергии, видя живое существо — в природу жизни. А всё это является невидимым. Он только потому может заняться подобным изысканием, что он совершенно уверен в том, что за видимым кроется богатое, значительное невидимое, познание которого ему необходимо, потому что внешнее его не удовлетворяет, это не познание.
Таким образом, вера это состояние всякого человека в течение всей его жизни, всё время, во всяком его общении с другим человеком. Вера — это подход ученого к окружающему его миру. Вера определяет всё; и я помню, как один советский представитель мне раз сказал: Без веры человек жить не может! — Этим он хотел сказать, что нельзя жить без глубокого и сильного убеждения, которое определяло бы его поступки. Когда человек говорит, что он верующий и что предмет его веры — Сам Бог, он не доказывает своей некультурности; он только доказывает, что круг его искания, предмет его познания не только человек, не только живой вокруг него мир, не только вещественный мир, но что он, по той или иной причине, пережил существование еще мира иного: может быть, мира красоты, мира глубин собственной души, а может быть, он ощутил уже веяние Божиего духа.
Вера имеет еще другое значение — значение доверия. Когда я говорю, что верю тебе, это значит, что я тебе доверяю. То же самое верующий говорит о Боге, думая о Нем или обращаясь к Нему. Но доверие значит также следовать советам, указаниям. И поэтому для того, чтобы вырасти в духовной жизни, познать глубину того опыта Бога, который мы обычно называем верой, надо научиться жить так, как советует Бог, жить той жизнью, к которой нас призывает Сам Бог: путь заповедей, о котором говорили древние подвижники, попытка слиться мыслью и сердцем и духом с Самим Богом не только в чувстве, но и в своих поступках. В следующей беседе я попробую указать, каким образом этого можно достичь, каким образом делание может привести к познанию.
Опубликовано:
Беседы о молитве. СПб., 1995;
Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;
Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.