митрополит Антоний Сурожский

Беседы о молитве. Беседа 3

Радиобеседы в религиозной программе русской службы Би-Би-Си
1980-1981 гг.

В третьей беседе о молитве я хочу поставить вопрос о вере как об абсолютном условии плодотворной и честной молитвы. Со­временный человек часто боится заявить себя верующим, потому что ему кажется, что быть верующим это нечто специфическое, спе­циально-религиозное, что это область, в которой он будет один, что другие культурные люди не могут иметь понятия о вере, что это упражнение ума и сердца, которое им чуждо.

И вот мне хочется подчеркнуть сейчас, что это чистое недоразумение, происходящее от непродуманности. Вера — не толь­ко религиозное познание. Вера имеет место во всех человеческих отношениях, имеет свое место и в научном изыскании. Священное Писание определяет веру как уверенность в том, что существует невидимое. Разве это не определение, которое охватывает всю на­шу жизнь? Вот я встретил человека, меня поразило его лицо, я хочу с ним познакомиться — почему? Если существует только ви­димое, тогда то, что я увидел, должно было бы меня удовлетво­рить. Но я знаю, что лицо его интересно, значительно, потому что за видимым есть невидимое: есть ум, есть сердце, есть целая человеческая судьба. То же самое относится и к научному изысканию. Ученый не описывает предметы, которые вокруг него; он не удовлетворяется тем, чтобы назвать камни различными имена­ми и разными именами обозначить цветки или зверей. Ученый сейчас идет гораздо глубже. Его внимание останавливает внешнее, но его интерес обращен к тому, что невидимо. Видя предмет, он углубля­ется в природу материи, видя движение — в природу энергии, видя живое существо — в природу жизни. А всё это является невидимым. Он только потому может заняться подобным изысканием, что он со­вершенно уверен в том, что за видимым кроется богатое, значительное невидимое, познание которого ему необходимо, потому что внешнее его не удовлетворяет, это не познание.

Таким образом, вера это состояние всякого человека в те­чение всей его жизни, всё время, во всяком его общении с другим человеком. Вера — это подход ученого к окружающему его миру. Вера определяет всё; и я помню, как один советский представи­тель мне раз сказал: Без веры человек жить не может! — Этим он хотел сказать, что нельзя жить без глубокого и сильного убежде­ния, которое определяло бы его поступки. Когда человек говорит, что он верующий и что предмет его веры — Сам Бог, он не доказы­вает своей некультурности; он только доказывает, что круг его искания, предмет его познания не только человек, не только жи­вой вокруг него мир, не только вещественный мир, но что он, по той или иной причине, пережил существование еще мира иного: может быть, мира красоты, мира глубин собственной души, а может быть, он ощутил уже веяние Божиего духа.

Вера имеет еще другое значение — значение доверия. Когда я говорю, что верю тебе, это значит, что я тебе доверяю. То же самое верующий говорит о Боге, думая о Нем или обращаясь к Нему. Но доверие значит также следовать советам, указаниям. И поэтому для того, чтобы вырасти в духовной жизни, познать глубину того опыта Бога, который мы обычно называем верой, надо научиться жить так, как советует Бог, жить той жизнью, к которой нас при­зывает Сам Бог: путь заповедей, о котором говорили древние по­движники, попытка слиться мыслью и сердцем и духом с Самим Бо­гом не только в чувстве, но и в своих поступках. В следующей беседе я попробую указать, каким образом этого можно достичь, каким образом делание может привести к познанию.

Опубликовано:

Беседы о молитве. СПб., 1995;

Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;

Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.

Слушать аудиозапись: Беседы о молитве. Беседа 3. 1980-1981 гг. , смотреть видеозапись: