митрополит Антоний Сурожский

Беседы о молитве. Беседа 4

Радиобеседы в религиозной программе русской службы Би-Би-Си
1980-1981 гг.

Если сущность молитвы заключается в общении человека с Богом, в таком же общении, какое бывает между человеком и чело­веком, то, конечно, должно быть между Богом и человеком настоя­щее глубокое понимание и сродство. Христос в Евангелии говорит: Не всякий говорящий Мне «Господи, Господи» войдет в Царство Не­бесное, а тот, кто творит волю Отца Моего…

Это значит, что недостаточно молиться, а надо, кроме мо­литвы, кроме слов молитвенных, еще жить такой жизнью, которая была бы выражением этой молитвы, которая эту молитву оправдыва­ла бы. Кто-то из древних писателей говорит: Не заключай молитву в одни слова; сделай всю твою жизнь служением Богу и людям.. И тогда, если мы будем молиться на фоне такой жизни, наша молитва будет звучать правдой; иначе она будет сплошной ложью, иначе она будет выражением несуществующих в нас чувств и мыслей, кото­рые мы у кого-то взяли, потому что нам кажется, что так с Богом надо говорить. А Богу нужна правда: правда нашего ума, правда нашего сердца, и непременно правда нашей жизни.

Что толку, на самом деле, если общение не до конца правди­во? А правдивость начинается в тот момент, когда мы, становясь перед Богом, ставим себе вопрос: Кто я перед лицом Того, с Кем я сейчас вступаю в беседу? На самом ли деле я хочу с Ним встретиться лицом к лицу, влечет ли меня к Нему мое сердце? От­крыт ли мой ум? Что общего между мной и Тем, к Которому я обра­щаюсь?.. И если мы обнаруживаем, что общего между нами ничего нет или так мало, то и молитва непременно будет или неправдивая, или слабая, бессильная, не выражающая собой человека. Я долго настаиваю на этом, потому что это очень важ­ная черта молитвы: мы должны быть правдивы до конца.

Встает тогда вопрос о том, какими словами молиться? Почему, например, в церкви молятся все чужими словами, т.е. словами святых, словами, которые сложились за столетия, из по­коления в поколение? Можно ли такими словами молиться правдиво? Да, можно! Только для того, чтобы это было правдивой молитвой, надо разделить с этими людьми, которые молились столетия до нас, но всей душой, всем умом, всей их крепостью, всем криком их души, надо с ними разделить тот опыт Бога и опыт человеческой жизни, из которых эти молитвы родились. Святые молитв не вы­думывали; молитвы у них вырывались по нужде: или радость, или горе, или покаяние, или тоска оставленности, или, просто, потому что и они настоящие, подлинные люди — опасность, перед которой они находились, вызывала эти молитвы, вырывала их из души. И если мы хотим этими словами молиться, мы должны приобщиться к их чувствам и опыту.

Как же это сделать? Можем ли мы перенестись столетия на­зад? Нет, не можем; но есть где-то в нас один основной челове­ческий опыт, который нас с ними соединяет: мы люди, как они были, мы ищем Бога, Того же Самого, Которого они искали, Которого они нашли; борьба, которая в нас происходит — та же самая, что и борьба, которая раздирала их души.

И вот мы можем от них научиться молитве, так же как в совершенно другой области мы расширяем свое познание, углубля­ем его, приобщаемся к опыту, который иначе был бы для нас недос­тижим, когда вслушиваемся в музыкальные произведения великих мастеров, когда вглядываемся в картины великих мастеров. Они жили той же жизнью, что и мы; только они воспринимали ее с утон­ченностью и глубиной, которые нам не всегда доступны; а через их произведения мы приобщаемся к пониманию, которого у нас ина­че не было бы.

Вот почему нам надо соединить жизнь и молитву, слить их в одно, чтобы жизнь нам давала пищу для молитвы и, с другой сто­роны, чтобы эта наша жизнь была выражением правдивости нашей молитвы. О том, как мы можем приступить к молитвам святых и как мы можем, с другой стороны, молиться собственными словами в духе и истине, я скажу в последующих беседах.

Опубликовано:

Беседы о молитве. СПб., 1995;

Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;

Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.

Слушать аудиозапись: Беседы о молитве. Беседа 4. 1980-1981 гг. , смотреть видеозапись: