Когда мы беседуем с другом, с мужем, с женой, с людьми нам близкими, мы стараемся говорить с ними правдиво и достойно. И вот так надо научиться говорить с Богом. Только говоря с Богом, например, прося Его о чем-либо, моля Его о чем-либо (хотя, конечно, этим не исчерпывается вся наша молитвенная жизнь) надо помнить, что мы стоим перед величием Божиим, перед святыней Божией. Но не только это: надо помнить, что человек — не пресмыкающееся, что мы стоим во всем достоинстве нашего человечества. Мы для Бога значим очень много. Когда Он нас творил, Он нас возжелал. Он нас сотворил, не просто по власти Своей введя в жизнь, чтобы мы маялись и в какой-то день предстали перед судом.
Он нас сотворил по любви. Его зов, приведший нас к жизни, это зов стать во веки вечные Его другом; Он нас призывает стать родными Ему, детьми, сыновьями, дочерьми Его, стать по отношению к Нему такими же близкими, дорогими, как Единородный Сын Его Иисус Христос, стать местом вселения Святого Духа, приобщиться Самому Божеству. И если ставить вопрос о том, как расценивает Он человека, который от Него отпал, ответ такой простой и такой страшный: цена человека в глазах Божиих, это вся жизнь, всё страдание, вся смерть Иисуса Христа, Сына Его, ставшего человеком. Вот что мы для Бога значим. И поэтому мы не смеем стоять перед Богом, будто мы рабы, будто мы наемники, клянча, моля, пресмыкаясь, а мы должны научиться стоять перед Ним с сознанием своего достоинства. И говорить Богу, как сын или дочь говорит с отцом, которого они уважают, но и кого отец уважает, чье достоинство для отца значит очень много.
И поэтому, когда мы обращаемся с мольбой к Богу о том, чтобы то или другое случилось, или тот или другой ужас нас миновал, мы должны думать о том, соответствует ли это нашему человеческому достоинству и достоинству Бога. Это очень важно. В молитве можно всё сказать Богу, просить Его о самом малом, как будто ничтожном, потому что для любви нет великого и малого; но есть достойное или недостойное человека. Мы не можем молить Бога о том, чтобы Он нам помог сделать что бы то ни было, что унизит наше человеческое достоинство, но мы можем просить Его о помощи в самом мелком, самом малом, потому что самое малое, самое, как будто, ничтожное, может иметь громадное значение. Ведь песчинка в глазу может ослепить человека, маленькая деталь жизни может открыть перед ним возможности или закрыть перед ним возможности жить, вырасти в полную меру своего человечества. Поэтому каждый из нас должен задуматься над тем: кто он для Бога, кто он перед собой — и молиться достойно своего величия, своего великого призвания, и любви Божией и величия Божия.
Опубликовано:
Беседы о молитве. СПб., 1995;
Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;
Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.