Какое страшное сочетание Благовещения и той ночи, в которую Иуда предал Христа, той ночи, когда была впервые совершена Тайная Вечеря — заклание пасхального Агнца во спасение мира, образ Которого оказался страшно осуществлен в борении Христа перед лицом грядущей смерти в саду Гефсиманском и в Его распятии. Это короткое слово «Страстное Благовещение» несет в себе много человеческого горя, много страшного в человеческой жизни, и вместе с этим дивное явление Божией и человеческой любви. В день Благовещения архангел возвестил Пречистой Деве, что от Нее родится Спаситель всего мира, и Она, с верой и простотой, зная однако, что ничто на земле, особенно любовь, не дается иначе, как трагично, ответила: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему…» И прошли годы; годы дивной, Божественной, райской радости о Сыне, Который был Бог, пришедший на землю. Но над все-ми этими годами предупреждением нависало слово праведного Симеона: И Тебе душу пройдет оружие… И это оружие прошло сердце Матери, и не раз, когда Она видела Сына Своего окруженного недоверием, противлением, нарастающей ненавистью, когда Она видела, как грядет на Него страшная смерть, и, в конечном итоге, пронзило это сердце оружие, когда Она стояла у Креста Господня без одного слова противления, без одного слова протеста отдавая Сына на смерть, потому что, как Он Сам сказал, Он для того именно на землю и пришел… Здесь мы видим, как обетование Божие Деве Богородице с самого начала несло в себе семя страшной жертвы, т.е. предельной любви и предельного единства с Сыном Своим..
И сегодня мы вспоминаем и Благовещение, и предательство Иудово, и Гефсиманскую ночь, и первую Тайную Вечерю, которую Христос совершал в последнюю предсмертную ночь со Своими учениками, когда Он благословил и освятил хлеб и вино, дал их Своим ученикам, возвестив, что этот Хлеб — Его Тело, это Вино — Его Кровь, и что, причащаясь им, мы делаемся соучастниками всей тайны Христа, причастниками Божественной природы, детьми живого Бога; что Воплощение ширится на нас, пронизывает нас, делает нас родными детьми Того, Кто родной Отец единородного Своего Сына. В этот день распятия уже грядущего, в эту ночь, когда начинаются страсти Господни, уже осуществляется Благовещение спасения и уже проходит сердце Матери меч. Вот с какими чувствами мы сейчас предстоим в конце этой Божественной литургии: по силе нашей, сколько нам дано воспринимать Божии дары, мы тоже стали причастниками, участниками Божественной природы, спасение и к нам пришло. Но когда мы будем слушать сегодня вечером рассказ о страстях, вспомним Матерь, Которая слышала дивное благовестие: дивное спасением нашим и дивное той любовью к нам, с которой Она его приняла, потому что для Нее это была смерть возлюбленного Ее Сына. Аминь.