Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Несколько раз после моих проповедей мне говорили, что они тяжки, что я всегда говорю о том, как мы несовершенны, призываю и себя, и других к тому, чтобы измениться, и, может быть, недостаточно говорю о том, сколько настоящей красоты и жизни есть в каждом из нас. Это случается потому, что я проповеди говорю от сердца, и то, что я говорю, относится ко мне, вероятно, больше, чем к кому бы то ни было из находящихся в этом храме и слушающих меня.
Но теперь я хочу сказать нечто о другом. Если мы хотим жить полнотой жизни, полноводной, сильной, крепкой, творческой жизнью, мы должны обратить внимание на две вещи. Одна — это первая заповедь блаженства: блаженны те, которые нищи духом, т.е. те, кто духом своим, всем своим нутром, всем содержанием своим познали, что они — ничто, и что у них ничего нет, что не было бы даром Божиим, и всё, что мы собой представляем, всё, что у нас есть, это доказательство того, что Бог нас любит. И больше того; не только нас любит, но нам доверяет; Он нас возлюбил в жизнь, и нам эту жизнь доверил, потому что Он, да — верит в нас часто больше, чем мы верим в Него. Он верит, что то, что Он заложил в нас при сотворении нашем, принесет плод, и мы останемся — или станем — верными тому, что в нас заложено. И до последнего мгновения нашей жизни Он надеется на всё, и мы стоим на Его любви, на Его надежде, на Его вере в нас.
Поэтому мы можем думать о своей духовной жизни только в одном плане: с чувством глубокой благодарности за то, как Бог к нам относится, и с ликованием об этом. Но, тоже, строить нашу жизнь так, если так можно выразиться, чтобы Бога обрадовать, что Он не напрасно нас сотворил, не напрасно нас возлюбил, не напрасно надеется на нас, не напрасно доверился нам, что не напрасно Он жил и умер ради нас, что всё это мы воспринимаем с ликующей радостью и благодарностью, и хотим Ему ответить так, чтобы (опять-таки, если так можно выразиться) утешить Его в том, что Ему пришлось стать человеком и умереть на кресте, что Он не напрасно это совершил, что мы поняли, и что мы живем этим: благодарностью и творчеством.
А второе, что я хочу сказать, это то, что когда мы читаем Священное Писание или сочинения духовных писателей, мы часто обращаем внимание на то, что нас обличает, на те упреки, которые рождаются в нашей совести при чтении Евангелия или святых отцов; обратим внимание на другую сторону! Обратим внимание на то, что порой наше сердце вдруг начинает гореть в нас, наш ум делается светлым, наша воля крепнет, всем существом своим мы воспринимаем то или другое слово Христово. И это значит, что в этом Его правда, Его жизнь проникла уже до самых глубин нашего бытия, что мы уже приобщились Ему, что в каком-то смысле, но в очень реальном смысле, мы стали Ему подобны так же, как Он подобен нам. И тогда сохраним в своей памяти, в своем сердце эти слова, прочитанные нами, от которых горит сердце и светится в уме, от которых воля наша крепнет, потому что, как я сказал уже, они говорят о том, что в этом Христос и мы — уже стали одно, что мы стали подобными Ему, и что Он подобен нам. И если мы будем строить нашу жизнь на радости этого подобия, на радости этой близости, если мы никогда не будем изменять Ему в том, что мы уже пережили, в том, в чем мы уже Христовы, тогда мы вырастем в полную меру роста Христова, как говорит апостол Павел. И тогда наша благодарности станет жизнью.
Сделаем это, изо всех сил, всем умом, всем сердцем, дадим радость Господу о том, что каждое Его слово рождает в нас ликующую радость и новую жизнь. Аминь.
Опубликовано: Соборный листок № 285, июнь 1995