Вступление
Я впервые встретился с владыкой в 2000 году, когда жена[1] привела меня на Литургию в русскую церковь на Ennismore Gardens[2] в Лондоне. Я был сразу поражен личностью владыки и его очевидной близостью к Богу. Впервые я — бывший англиканин, экс-католик и какое-то время уже внецерковный человек — присутствовал на православной Литургии. Я нашел ее прекрасной и был глубоко тронут. Был праздничный день, память Всех святых в земле Российской просиявших. Владыка включил в свою проповедь рассказ о князе Владимире и его посланцах в храм Святой Софии. Я был впечатлен содержанием и совершенно очарован изысканным английским языком владыки, с его уникальным, более французским, нежели русским акцентом.
У владыки был обычай выходить из алтаря после окончания Литургии и благословлять подходивших к нему прихожан. Когда я впервые подошел к нему, он произнес слова благословения по-русски, а я, просто чтобы завязать беседу, сказал: «Я вообще-то англичанин», на что он ответил: «А, но как бы я узнал? На Вас вообще-то не написано!» владыка сохранил свое тончайшее чувство юмора до самых последних дней своей жизни.
Несколько месяцев спустя владыка принял меня для личной беседы, и я поведал ему обо всей своей жизни, как если бы на полной исповеди, хотя я тогда не был еще православным. Владыка дал мне очень важное жизненное наставление. Он благословил мой союз с Мариной, и мы смогли пожениться, несмотря на разницу в возрасте и прочие обстоятельства. В этот раз он благословил меня по-английски, произнеся: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа буди с тобой и с Мариной». Я преклонил колени под благословение — и никогда не забуду ощущение благодати, снизошедшей на меня в тот момент.
Я принял православие в Рождественский сочельник 2001 года и в тот же год обвенчался с Мариной в русской церкви в Париже. Какое-то время мы жили в Лондоне и были регулярными прихожанами собора Успения Божией Матери и Всех Святых. владыка одарил нас многими личными встречами и беседами. Мне часто думается, что мы были близки с ним, но дело в том, что все люди, общавшиеся с ним, считали себя близкими ему. Таково уж было его умение отдавать себя полностью своим собеседникам и делать так, что каждый мог почувствовать себя особым.
Я хотел бы поделиться некоторыми мыслями о взаимоотношении профессиональной деятельности и религиозной веры, особенно делая акцент на выборе, который приходится делать тем, кто считает себя бизнесменом. Я никогда в полном объеме не обсуждал эти мысли с владыкой, но они в большой мере родились под его влиянием.
Итак, кто и что есть бизнесмен, деловой человек? Я намеренно назвал свое выступление провокационным образом. Термин «бизнесмен» имеет негативный оттенок в глазах многих людей, особенно в России. Я же определяю бизнес просто как дело, а бизнесмена — как человека, занятого делом. Любым делом, которым мы заняты. Так что священники, монахи и монахини — безусловно, тоже деловые люди, как и любой работник коммерческой организации, общественной, благотворительной или государственной службы. Иными словами, любое занятие подразумевает дело какого-то рода. Ищущий работу занят делом поиска работы, пенсионер может рассматривать все, чему он посвящает свое время, как свое дело, свой бизнес.
Выбор профессии
Я начну с того, как мы выбираем себе профессию, а затем поговорим о решениях, которые мы принимаем каждый день, выполняя свои обязанности. Многие ли из нас действительно сами выбрали свою профессию или дело, которым мы занимаемся? Могли ли пещерные люди в древности выбирать, чем им заниматься в жизни? Возможно, понятие «выбор карьеры» возникло совсем недавно и относится только к элите хорошо образованных людей из стран с развитой экономикой и высоким уровнем демократизации? Вы стремились сделать карьеру? Каким вы видите свое профессиональное будущее? И как соотносятся с вами и вашим выбором ваши религиозные взгляды?
Я был крещен в Англиканской Церкви, что неудивительно для англичанина. Моя мать была ревностной прихожанкой, а отец нет. В семь лет я был послан в частную школу-интернат, владельцем и директором которой был англиканский священник. Он был что называется англо-католик, но резко настроенный против Рима. Он служил Литургию каждый день, в школьной церкви, обычно в присутствии только своей жены и мальчика-алтарника. Он оказал на меня очень глубокое влияние, я был одним из его постоянных алтарников. К одиннадцати годам я определился в желании стать священником и, возможно, директором частной школы.
Однако вместо этого я окончил Кембридж по специальности «психология» и, недолго поработав клиническим психологом, стал бизнес-психологом и занимаюсь этим вот уже 50 лет. Я очень доволен своей профессией, и мне кажется, она мне подходит. Но, наверное, с тем же успехом я мог бы стать бухгалтером или адвокатом, или, может, врачом, или мне все-таки надо было стать священником. Я осознаю, что мне очень повезло, потому что мне было даровано множество возможностей.
По сути, моя работа посвящена работе других людей: к чему у них есть способности, кого следует выбрать на ту или иную должность или какую карьеру стоит избрать конкретному человеку. Вот почему я дерзнул выйти сегодня и говорить с вами. Я стал успешным бизнесменом. Двадцать лет проработав в различных сферах, а потом как независимый предприниматель, я начал заниматься настоящим бизнесом в области психометрического тестирования — оценки способностей людей, их личностных качеств и ценностей, и соотношения этих данных с требованиями той или иной должности. Вместе с талантливыми деловыми партнерами и большой командой мы создали крупнейший в мире бизнес по психологической оценке, с более чем тысячью сотрудников в тридцати странах. Многие крупнейшие в мире компании были нашими клиентами, и эти клиенты охватывали каждый промышленный, коммерческий и правительственный сектор. Хотя пять лет назад я покинул эту компанию, я по-прежнему занимаюсь тем же делом и недавно основал новую небольшую компанию в этой же области.
В беседе с владыкой Антонием я, конечно же, рассказал ему о своей работе. Его это заинтересовало, и он сказал, что психологическое тестирование должно бы применяться к оценке кандидатов в священники. К сожалению, нам не представилось случая развить эту тему, но я оставляю ее вам для размышления. Это хорошо сочетается с моей идеей о том, что любую науку или не противозаконную профессию можно использовать во славу Божию и для осуществления Его замысла.
Одним из своих личных достижений я считаю осуществление проектов, часто в виде совместных предприятий, во многих странах. В 1993 году мы основали компанию в России. Благодаря этому я встретил Марину, которая стала моей женой, и это одна из причин, которая побудила меня перейти в православие. Конечно, в эту веру меня обратил не владыка Антоний, потому что он никогда никого не пытался обратить. Но он и Марина оказали основное влияние на это решение, хотя я могу назвать несколько других русских священников, которые тоже мне помогли, в особенности отец Дмитрий Акинфиев, глава нашего прихода в Москве[3].
Пока я рассказывал вам о моей карьере, надеюсь, вы думали о своей. И о «карьерных решениях», которые вы принимали или которые принимались за вас. Владыка Антоний наверняка согласился бы со мной в том, что не надо быть священником, монахом или монахиней, чтобы быть хорошим христианином. Безусловно, одни профессии или занятия по сути своей лучше других. Но многие из «не таких хороших» необходимы для выживания людей. Что автоматически превращает их в хорошие. Из детства мне часто вспоминаются слова английского церковного гимна: «Кто подметает комнату так, будто делает это для Бога, превращает это занятие в нечто прекрасное»[4]. Мне однажды сказали, что курить во время молитвы, наверное, нехорошо, зато помолиться во время перекура — вполне нормально. Если вы молитесь, занимаясь чем бы то ни было, разумеется, не греховным делом — вы можете воспеть этим делом славу Богу, «превращая это занятие в нечто прекрасное». Должен признать, что очень люблю вкусную еду и вино, и я твердо верю в то, что вкусную еду и вино можно не только создавать во славу Божию, но и наслаждаться ими во славу Божию. Конечно, во всем следует соблюдать меру (у меня, боюсь, это не всегда получается). Владыка Антоний говорил, что любовь Божия часто воплощается в еде и питье.
Но довольно о еде и питье, вернемся к нашей работе. Чем бы мы ни занимались, если это не зло само по себе, мы можем и должны сознательно делать это во имя Бога, и должны хотя бы на мгновение задумываться об этом каждый день, когда приступаем к работе и заканчиваем ее. Не как типичные англичане, которые, как говорится, верят в Бога только по воскресеньям, а остальные дни недели — в Фондовую биржу! Я рад, что Марина крестится каждый раз, когда выходит из дома или заводит машину и во многих других случаях, и она рассказала мне, какие трудности ей пришлось пережить в своей советской школе, когда она крестилась в начале каждого урока, особенно на физкультуре, которую она не любила! Меня также очень радует, когда футболисты или другие спортсмены крестятся перед началом матча. Конечно, я понимаю, что в некоторых случаях это почти ничего не значит, но крестное знамение или небольшая молитва, даже если человек не всегда может сконцентрироваться, чтобы сделать эту молитву вдохновенной, — уже кое-что, и Бог это примет. И конечно же, будет лучше, если мы сможем дополнить это размышлениями о Господе во время работы и дадим Ему направлять нас. Работа — часть нашей жизни, и она неразрывно связана с нашей религиозной жизнью.
Мы также можем рассматривать нашу карьеру в свете притчи о талантах. Разве большинство из нас не похожи на того человека, который получил один талант и зарыл его в землю? Мне всегда очень жаль этого человека, когда я слышу эту притчу, и я знаю, что смог раскрыть лишь небольшую долю дарованных мне талантов. Моя новая компания называется «Talent Q», и вся моя деятельность посвящена тому, чтобы помочь людям максимально раскрыть свои таланты, помогая компаниям подбирать «нужного человека на нужную должность» и обучая людей использовать свои способности.
Ценности в бизнесе
Поразмышляв о карьерных решениях и том, что мы думаем о нашей работе, мне бы хотелось уделить внимание бизнесу и ценностям, которыми руководствуются предприниматели — по крайней мере, должны руководствоваться. Я разработал систему восьми ценностей, применимых в бизнесе. Эта система основана на общей литературе в моей области и не связана ни с какими религиозными верованиями. Но я хочу подчеркнуть, что все эти восемь ценностей на самом деле относятся к христианству. Наверное, большинство людей, писавших о корпоративных или бизнес-ценностях, не думали в это время о религии. Как и во многих областях психологии или в любой научной сфере, многие из них вообще не придерживались никаких религиозных верований или же были просто атеистами. Но мы все пользуемся электричеством и телефоном, и большинство из нас водит машину, не задумываясь о том, был ли изобретатель членом православной церкви или нет. Если в моем докладе есть что-то новое, так это связь между этими общепризнанными бизнес-ценностями и религией. Думаю, митрополит Антоний одобрил бы это.
Два наглядных примера из Евангелия служат для нас путеводителем в этих вопросах. Один — отдавайте кесарево кесарю[5], другой — о Боге и мамоне. Христос сказал: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне[6]. Большинство из вас, живя в постсоветской России, наверняка порой ощущает, что живет в эпоху интенсивного поклонения мамоне. Так называемая свободная экономика, вероятно, принесла много хороших новшеств: доступность продуктов, возможность выбора, лучшее качество жизни для тех, кому повезло. Но многим людям жить стало труднее, и новая эпоха провоцирует и подпитывает стяжание и коррупцию.
В Западной Европе самые прекрасные примеры архитектурного стиля Средневековья — это соборы. Люди воздвигли эти памятники во славу Бога, и церковь была главной покровительницей искусств. Несколько лет назад во время деловой поездки в Лиссабон я побывал в недавно построенном главном офисе крупнейшего португальского банка. Меня тогда поразило, что Запад вступил в эпоху низкопоклонства мамоне. Именно банки и другие крупные корпорации, зарабатывающие или отмывающие деньги, теперь покровительствуют архитектуре и другим искусствам. Посмотрите на очертания Манхеттена, на Монако, Лондон — да и на некоторые районы Москвы.
Когда мы пользуемся научными методами для подбора людей на те или иные должности, мы учитываем множество разных аспектов. Успех на работе может зависеть от красноречия или умения анализировать цифры, от того, как человек взаимодействует с другими людьми, как подходит к выполнению заданий и проектов и как справляется со своими собственными стремлениями и эмоциями. Когда владыка Антоний говорил, что стоит использовать мои научные знания для подбора людей, готовящихся стать священниками, или, может, скорее для того чтобы распределять между ними приходские священнические обязанности, он наверняка подумал обо всех этих аспектах.
Служба священников или обязанности в монастырском сообществе, конечно же, особый случай, но и здесь применимы основные принципы дифференциальной психологии. Очевидно, что лучший механик не обязательно будет хорошим бригадиром и что из блестящего бухгалтера не обязательно получится хороший финансовый директор, а из самого успешного торговца — хороший руководитель отдела сбыта. Также самый благочестивый монах не обязательно станет хорошим аббатом, а лучший дьякон — хорошим священником. Конечно, я не пытаюсь пропагандировать применение психологической оценки кандидатов в священники или к продвижению в епископы. Хотя, почему бы и нет, на самом-то деле? Несомненно, это важные вещи, и мы должны использовать наилучшие имеющиеся средства. Владыка Антоний, наверняка, думал именно так.
Апостол Павел учит нас: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»[7]. Апостол Павел подчеркивает, что каждый из нас имеет свой профиль способностей и личностных качеств, и что эти дары исходят от Святого Духа. Как сказано в псалме: Господь есть Бог, Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его[8].
Кроме способности мыслить и личностных качеств человека, нас, психологов, интересует шкала его ценностей. Корпорации или компании придерживаются определенных ценностей, так же и каждый отдельный человек, и мне бы хотелось обратить ваше внимание именно на индивидуальные ценности. В моей компании мы оцениваем восемь сфер рабочих ценностей, и я подробнее расскажу вам о них. Но сначала вернемся к Писанию и наставлению Христа: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу[9].
Наша система восьми ценностей учитывает различные так называемые заинтересованные лица, каждому из которых мы должны отдавать то, что ему полагается, и некоторые другие ценностные категории, такие как «инновации и перемены» и «личная свобода». Жизнь Христа была во многом посвящена переменам, и нам часто предлагают принять изменения или даже самим стать инициаторами перемен, вместо того чтобы коснеть в неизменном довольстве. Конечно, не нужно искать «перемен ради самих перемен» и следует уважать традиции, которые этого достойны, но надо, наверное, стремиться к переменам чаще, чем мы это делаем. Продумайте, как вы относитесь к переменам в вашей работе.
Теперь поговорим о свободе принимать решения — еще одной важнейшей ценностной категории. Конечно, Христос стремился дать людям свободу, о чем свидетельствуют все Его чудеса исцелений, когда Он освобождал людей от проказы или слепоты, избавляя их от внутренних демонов. Стремимся ли мы, будучи руководителями, освободить людей или ослепить их? Даем ли мы другим свободу действий? На Западе мы в шутку называем наших сотрудников «наемными рабами», в отличие от предпринимателей, хотя рабство и закабаление, процветавшие во времена Римской империи, сейчас в прошлом. Думаю, это важнейший принцип — христианский принцип — давать людям максимальную свободу самостоятельно принимать важные решения, как индивидам или команде. И не связывать их бюрократической процедурой или авторитарным руководством. Очевидно, что Христос выступал явным противником «бюрократии», воплощенной в ограничениях, налагаемых на людей фарисеями. Послушание, несомненно, добродетель, но оно также может стать предлогом ухода от ответственности. Надо быть смелым, чтобы освободиться самому и освободить других. Думаю, мы все призваны жить свободно. А у вас хватает смелости быть свободными на работе?
Теперь перейдем к ценностям, связанным с «заинтересованными лицами», и рассмотрим, что мы должны «отдать» им. Во-первых, я перечислю их: акционеры, клиенты, сотрудники, сообщество, закон и цель предприятия. Поговорим о каждом из них отдельно. Они все могут занимать место кесаря.
Тот, на кого вы работаете, и есть главное заинтересованное лицо для вас — тот, перед кем вы взяли на себя обязательства, будь то обезличенные отношения с компанией, государством или церковью или же более личностные отношения с владельцем компании, руководителем или даже патриархом. Я уже упоминал Фондовую биржу и сам косвенно работал на фонды, которые инвестировали в мою компанию. Эти фонды воплощают собой мамону или же это кесарь, перед которым мы в долгу? Это может быть кесарь, но, к сожалению, весьма алчный и больше похожий на мамону, каким, наверное, и казался кесарь евреям во времена Христа. Однако Иисус говорит, что мы должны отдавать им то, что принадлежит им, так должно быть, что бы мы ни думали об их достоинствах.
Следующая группа заинтересованных лиц — наши клиенты. Не обязательно быть торговцем, чтобы иметь клиентов. В наши дни слово «клиент» используется все чаще. У любого человека в любом бизнесе есть клиенты. Воспринимайте это так: всякий человек, которого вы обслуживаете, — ваш клиент. Так что со всей уверенностью можно сказать, что у священников тоже есть клиенты — их прихожане или люди, обращающиеся к ним за помощью. Говорят, что любимое звание Папы Римского — servus servorum Domini, то есть «слуга слуг Господних». То же относится к докторам, учителям, полицейским, солдатам и т. д. Солдаты римской армии должны были служить народу стран, которые они захватывали, так же как и кесарю. Все мы должны считать своим клиентом каждого, кому мы служим. А это очень благородно и по-христиански.
Третья группа заинтересованных лиц — сотрудники. Можно взглянуть на эту группу с точки зрения корпорации или государственного учреждения или любого работодателя. Все они имеют обязательства перед своими сотрудниками. Но, кроме того, каждый руководитель имеет обязательства перед своими подчиненными. Мы обязаны не только служить своим подчиненным, но и заботиться о них. Они наша паства, и мы должны ухаживать за ними, как добрые пастыри. Или как родители.
Насколько это тяжело — служить акционерам, клиентам и сотрудникам, всем сразу? Пока все идет хорошо, это кажется вполне выполнимой задачей. Но могут возникнуть конфликты между любыми двумя группами. В идеальной ситуации стопроцентное внимание к потребностям клиентов — самая плодотворная стратегия, по крайней мере, в долгосрочном периоде. Но часто клиенты требуют немедленных выгод, а это может остро противоречить краткосрочным интересам вашей компании и требованиям вашего руководства.
Также могут возникнуть конфликты между интересами сотрудников и клиентов или сотрудников и акционеров или тех, кто финансирует вас. За последние десятилетия большинство западных государств приняло множество законов по защите прав сотрудников, даже когда это противоречит интересам владельцев компаний. Часто говорят: «люди — наш важнейший актив», но работодатели были бы рады избавиться от своих сотрудников, даже на бесчестных условиях, если бы это отвечало интересам акционеров. Так что государство было вынуждено вступиться за работников. Во Франции и Италии, например, практически невозможно уволить сотрудника. Поэтому Франция стала ведущим государством по найму «временных сотрудников», чтобы обойти эти правила. Думаете, это благородно и по-христиански?
Вот почему бизнесменам очень тяжело сочетать интересы владельцев, клиентов и сотрудников с максимальной выгодой для всех этих групп. Отчасти им приходится служить, по крайней мере, трем господам! Я привел пример разных аспектов обязанности отдавать кесарю кесарево, но на самом деле это гораздо более серьезная проблема. Служа всем этим группам, мы можем «превратить это занятие в нечто прекрасное», потому что можем приложить все возможные усилия не просто как язычники, а как служители Божьи, стремящиеся «прославить Имя Его», «исполнить Его волю» и, насколько это возможно, способствовать приходу Царствия Его «на земле, как и на небесах». Поэтому я считаю, что мы должны быть хорошими предпринимателями, хорошими менеджерами или управляющими и хорошими слугами или пастырями для своих сотрудников не только потому, что это разумно и выгодно, но и потому, что мы призваны к этому.
Допустим, вы работаете на организацию, чье руководство вас раздражает, или ее цели и задачи кажутся вам недостойными. Что делать? Возможно, вам стоит попытаться изменить это. Изменить руководство или политику и идеалы предприятия не так-то просто. Но, возможно, вы могли бы выбрать более близкого вам по духу работодателя. Либо ваш босс — это ваш «крест», который вы призваны нести.
Все деловые люди существуют в сообществе, по сути, во многих разных сообществах. Это может быть географическое сообщество, профессиональное сообщество и, наконец, сообщество всех жителей планеты, которую Господь дал нам для жизни. В целом мы плохо заботимся об окружающей среде. Это не только противоречит нашим собственным интересам и интересам наших детей и внуков, но и является вопиющим неуважением к Тому, Кто создал мир. Возможно, мы и прилагаем какие-то усилия к защите природы, но как только эти усилия вступают в конфликт с интересами клиентов, акционеров или сотрудников, они перемещаются на низшее место в нашей иерархии ценностей.
Кроме того, каждый бизнесмен должен соблюдать закон. А что делать, если человек искренне верит в то, что закон несправедлив? В таком случае, возможно, действительно правильно ставить законность на низшее место в иерархии ценностей. В конце концов, именно так поступал Христос. Часто предпринимателям кажется, что строгое соблюдение закона противоречит интересам их компании, клиентов или сотрудников. На Западе было несколько серьезных случаев, закончившихся полным крахом крупных государственных корпораций, чьи счета были намеренно фальсифицированы менеджерами, которые, как мне кажется, думали, что действуют в интересах акционеров и сотрудников.
Последнюю категорию ценностей я называю «верностью». Это значит ценить то, ради чего создавалась ваша компания, отдел или государственное учреждение. Насколько вы верны вашей работе? Какова цель или видение, к которому вы стремитесь? И как, по-вашему, это связано с тем, почему Господь поставил вас на это место?
Итак, перед бизнесменами стоит тяжелая задача — заботиться об интересах владельцев их компании, или государства, клиентов (как бы широко мы их ни определяли) и сотрудников или коллег; а также окружающей среды и сообщества, в котором мы живем, — отдавая кесарю кесарево. И, конечно же, соблюдая при этом закон. Я считаю, что мы можем со всем этим справиться, даже когда эти интересы явно противоречат друг другу. Кроме того, добавим необходимость оставаться верным своей цели, давать людям свободу для развития и находить в себе смелость самим стать свободными, не сворачивать со своего пути. А также постоянно стремиться к переменам или, говоря словами известного изречения, «изменить то, что можно изменить, и принять то, что нельзя изменить». И, прежде всего, быть верным, искать Божьей воли. Только так мы можем стать хорошими бизнесменами-христианами.
Некоторые замечательные люди, которых я знаю, прекрасные менеджеры, даже блестящие предприниматели, на самом деле неверующие люди. Один из моих коллег, которого я больше всего уважаю, пишет книгу о том, почему люди на протяжении стольких лет считали необходимым «придумывать» Бога. Другая намного лучше меня следует заповедям, о которых я говорил, но не верит в бессмертие души, не говоря уже о воскрешении из мертвых. Странно, не правда ли?
Владыка Антоний, как я говорил, не стремился обратить людей в православие. Он хотел помочь им стать лучше, избавляя их от мерзости, скрывавшей в них образ Божий. Очевидно, как К. С. Льюис, он верил в то, что лучший способ стать лучше — следовать за Христом, и владыка Антоний был непоколебимо верен православию.
Итак, какой вывод можно из этого сделать? Мы должны стремиться к добру через Христа и через нашу веру в православное христианство. При этом наши стремления должны воплощаться в конкретных делах. Владыка часто спрашивал, смогут ли люди понять по нашему образу жизни, что мы православные христиане. Действительно, смогут ли они?
Возможно, главный вопрос для нас, собравшихся здесь, чтобы осмыслить наследие владыки Антония, — поймут ли люди, что мы считаем себя его наследниками? Не только на этой конференции, но и когда мы вернемся на свои обычные рабочие места?
* * *
Вопрос: У меня к господину Холдсвоурту два вопроса. Все основатели, отцы-основатели психологии были борцами против христианства, и они-то были в принципе атеистами, и многие из них, как Фрейд, закончили свои дни в сумасшедшем доме. Какие базовые фундаментальные основы и знания применяет г-н Холдсвоурт как психолог, опирается ли он на этих отцов-основателей? Второй вопрос: бизнес, я как понимаю, — это зарабатывание денег, главная цель у бизнесмена — получить прибыль и дальше развиваться. Насколько я знаю, от дел просто спастись нельзя, и Царство Небесное купить тоже нельзя. Какая цель у Церкви, если Вы ее понимаете, как бизнескорпорацию, и у священников?
Комментарий переводчика М. В. Барабановой: Я хочу уточнить, что ни в коей мере речь не шла о Церкви как о бизнес-корпорации. Здесь, скорее наоборот, была игра слов: «бизнес» в переводе с английского, это — дело. Здесь — элемент английского юмора: любой человек, который занят делом, это дело должен делать хорошо и с пользой, если мы так посмотрим на священника, т.е. помимо того, что он предстоит перед Престолом Господним, у него еще труд перед прихожанами, у него труд пастырский, и это тоже можно рассматривать как дело — ‘business’ .
Р. Холдсворт Действительно, многие основатели психологии были атеистами, но, во-первых, отнюдь не все, а во-вторых, что такое атеист? Ведь очень часто атеисты — это на самом деле очень искренние люди, действительно ищущие правды, гармонии, какой-то цельности. И многие шли по этому пути, кому-то Господь открывался, а кому-то нет, кто-то искал в другом месте. Я бы сказал, что атеисты, о которых Вы говорите, очень нам помогли и нам нужно дополнить их изыскания тем, к чему призвал нас Христос и чему учил наш дорогой владыка.
О. А. Седакова: Послушав Вас, мне захотелось расширить Ваше поле деятельности и применить такие тесты к тем, кто хочет заниматься творческими профессиями. Очень бы облегчилась человеческая жизнь, если бы не все, кто хочет, становились поэтами, музыкантами, и т.д.
М. В. Барабанова: Ольга Александровна, не называется ли это цензурой?
О. А. Седакова: И даже так! Никому не запрещено писать, рисовать и т.д., но тест может применяться на другой ступени: публиковать ли это сочинение. Это было пожелание, а вопрос такой: а что делать с теми случаями, о которых мы часто читаем в Священном Писании, когда призвание производится вопреки способностям, и избранные люди обычно и отвечают: как же я могу? Я косноязычен, или: я уже не могу рожать детей. Вот когда призвание не отвечает способностям, а против них, что тогда делать?
М. В. Барабанова: Если можно, то я отвечу. Вы говорите из Писания о том, что кто-то был стар, не мог рожать детей, но ведь мы все знаем, что с ними случилось. Мы-то знаем результат. Если они были призваны, то, собственно, результат уже был предрешен. Да, косноязычен, но «Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы…»[10] Так что в данном случае, если Вы поднимаете вопрос Божественного призвания, Божественного провидения, то это из другой категории.
Послушник Александр: Я хотел бы сказать, что тема, которую Роджер поднял, очень важна и особенно применима к российской реальности. Я думаю, многие часто слышали от людей, что Бог — это хорошо, и так сердце согревается, слышит какие-то Божественные слова, а на работу придешь — и сразу все пропадает, суета как бы. Я сам размышлял много на эту тему и подумал: а есть ли такой род деятельности, такое дело, при котором категорически было бы невозможно христианское служение? И напротив, ведь возможно христианское служение в таких формах деятельности, которые с точки зрения христианства представляются совершенно ненормальными, невозможными и греховными, например, работать начальником концлагеря. Это дело темное будет делаться, и все равно нужно будет подписывать приказы на уничтожение людей, но если человек христианин будет этим заниматься, будет это подписывать, то допустим, он сможет не десять человек погубить, а девять человек из них спасти. Что бы Вы по этому поводу сказали?
И. Я. фон Шлиппе: Пока они думают о делах, я скажу, что думаю лично. Я бы назвала торговлю наркотиками, например, деятельностью, абсолютно не совместимой со званием христианина, никогда. А насчет концлагеря, не только российского, но во всем мире в действительности, люди попадают на эту должность очень разными путями. Я чуть-чуть говорила на эту тему с владыкой, он сказал: «На каждом шагу, при каждом вздохе у тебя все равно есть выбор — слушать Бога и идти по тому пути, который Он тебе подсказывает, или идти, куда тебе хочется, или выгодно, или куда тебе кажется нужным». И в какой-то момент человек идет не по тому пути: какой-то маленький выбор, не тот вздох в сторону, и пошел не туда. То есть надо быть бдительным, живя, в каждую секунду помнить о том, что выбор должен быть всегда правильным, и слушать, что тебе Бог говорит. Это — конкретика, я вас уверяю, это — конкретика, это — не теория. Если в каждой мелочи так поступать, то не обязательно занесет в концлагерь начальником, погибнешь раньше.
Протодьякон Петр Скорер: Мне на ум пришло, что, когда мы говорим о деле, то забываем, что слово «литургия» по-гречески — это есть дело, делание, и вот мы можем как-то перенести евхаристическое понятие не только в Церкви, но вынести Евхаристию и вне, это и есть дело Господа в миру.
[1] М. В. Барабанова
[2] См. прим. с. 48.
[3] Московский храм святителя Николая, что в Хамовниках.
[4] «Who sweeps a room as for the Lord, makes that and the action fine». Перекликается со стихами англ. метафизика Дж. Герберта «Teach me, my God and King» («The Elixir») 1633 («…as for Thy laws makes that and th’action…»).
[5] Мф 22:21
[6] Мф 6:24
[7] 1 Кор 12:8-11
[8] Пс 99:3
[9] Мк 12:17
[10] Тропарь свт. Григорию Богослову.