«Очень часто люди приходят ко мне и говорят: «Я не верю в Бога. Что мне делать?». Обычно я им отвечаю: «В какого именно Бога вы не верите?» И тогда они начинают описывать такого бога, в которого я и сам не могу поверить».
Митрополит Антоний Сурожский
Семинар прошел в рамках подготовки к предстоящей в 2021 г. 8-й международной конференции по наследию митрополита Антония «Кризис: суд или открывающиеся возможности»
На семинаре выступили:
Прот. Владимир Архипов (Москва) – клирик храма Сретенья Господня в селе Новая Деревня Пушкинского района, окормляет российские общины движения «Вера и свет»
Юрий Сергеевич Белановский (Москва) – руководитель Добровольческого движения «Даниловцы»
Прот. Федор Бородин (Москва) — настоятель храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке
Прот Димирий Симонов (Санкт-Петербург) – настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при РГПУ имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Модератор встречи:
Анастасия Витальевна Тарасова (Москва) – историк, научный сотрудник и музейный педагог Государственного Литературного Музея, волонтер Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»
Текст для обсуждения: «Кто такой Бог?» («»Бога нельзя выдумать. Беседы с подростками». — М.: Никея, 2021)
Ведущие: Н. В. Ликвинцева, Е. Ю. Садовникова
Тел: +7(965) 130 6326
Январский семинар Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» назывался «Бога нельзя выдумать» и был посвящен сложной философской теме осмысления Бога человеком. Опираясь на текст беседы митрополита Антония, опубликованный в новой книге Фонда, участники семинара размышляли о понимании Бога владыкой Антонием, о том, как он умел доносить его в своих проповедях, и как мысли владыки помогают отвечать на важнейшие вопросы веры как мирянам, так и священникам. Начавшись с обсуждения тезисов владыки, разговор перешел на другие проблемы, актуальные для современного христианина. Говорили о новых реалиях — роли Церкви и обрядов в нашей жизни, изменившиеся в период пандемии, о проблемах молодежи в Церкви, об умении пастырей привлечь молодежь в православные храмы, о том, как создать в Церкви такую атмосферу, чтобы выпускник воскресной школы захотел туда вернуться, уже став взрослым.
Фрагмент, который обсуждался на семинаре был опубликован в книге «Бога нельзя выдумать. Беседы с подростками», изданной в этом году в издательстве «Никея». В обсуждении участвовали протоирей Владимир Архипов, клирик храма Сретенья Господня, Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы», протоирей Федор Бородин, настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке, и протоирей Димитрий Симонов, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ имени А.И. Герцена. Модерировала мероприятие представитель сообщества Друзей Фонда Анастасия Тарасова.
Наталья Сависько
Протоирей Димитрий Симонов рассказал о своем опыте использования тезисов владыки Антония в приходской работе. «Владыка предлагает сомневающемуся человеку сформулировать ответ на вопрос – в какого Бога вы не верите? И в этом месте начинается диалог с человеком, разговор по существу, он начинает размышлять, говорит митрополит Антоний. Вслед за владыкой Антонием, когда я разговариваю с «продвинутыми» атеистами, так и хочется спросить: в такого Бога, которого вы описываете, я тоже не верю, христианство совершенно о другом!».
Отец Димитрий считает, что наследие владыки Антония является частью церковного предания, обладает особой актуальностью и простотой восприятия слов. «Вот, например, Феофан Затворник вроде бы очень понятно говорит, но некоторым современным людям это сложно воспринимать. Владыка Антоний Сурожский часто объясняет Феофана Затворника, а тот в свою очередь – объясняет кого-то из древних святых отцов. Я бы сказал, что это единство и преемство, и все они говорят об одном — Христе, единстве, связи», — убежден батюшка.
Об особом таланте митрополита Антония к убеждению говорит и Юрий Белановский. Размышления владыки близки любому из нас потому, что он говорит обо всем от первого лица, описывает свой собственный опыт. «Он не стесняется, не загораживает, а прямо говорит о своих ошибках, о своих поступках, чему научился, о том, что что-то не получилось… Мы видим живого человека, и через него мы видим Христа, живого Бога, который открывается нам», — описывает он свои впечатления от текстов владыки. Юрий Белановский признается, что проповеди и тексты владыки Антония очень помогали ему в период работы в Даниловом монастыре, когда он часто не знал, что отвечать людям, которые обращались к нему с вопросами: как обрести веру? как прийти в Церковь?
Протоирей Владимир Архипов отмечает особую значимость темы встречи человека с Христом, поднятой митрополитом Антонием. Говоря о необходимости поиска истинного Бога, он замечает, что люди часто заменяют эти понятия и подстраивают их под себя, придумывая «удобного, предсказуемого Бога». И вместо того, чтобы восходить до него, низводят его до своего масштаба, скатываясь в идолопоклонство: либо из человека делают идола, либо Бога очеловечивают.
«Если я не отдаю отчета, в какого Бога я верю (…), то неизбежно я его придумаю. И если для жизни вопрос может оказаться не принципиальным, из-за множества забот, испытаний и страданий, то для жизни после смерти этот вопрос — в какого Бога ты верил — становится сверх-принципиальным», — считает он. — И если мы не можем понять Бога, то нам доверена честь встретить Его на пути».
Как же определить истинного Бога? Как не подменить Его своим выдуманным идолом и не сбиться с пути? Вслед за владыкой, отец Владимир утверждает, что в присутствии живого Бога, в его прикосновении обмануться невозможно: «Оно ни на что не похоже, но человек сразу узнает Его, описать словами невозможно, внутренний голос требует искать Бога как Он есть, искать Его любой ценой». Он считает, что «целью должна быть любовь и верность Богу, и тогда Он сам научит человека в свое время».
В свою очередь протоиерей Федор Бородин рассказал о том, как помогают слова владыки в его конкретной работе в приходе, и призвал чаще использовать приемы владыки для общения с паствой. Все, кто слышал митрополита Сурожского, замечали, что его особенно отличало бесконечное уважение к другому человеку, как к другу, к тому кто значим. Это заставляет прислушиваться к словам проповедника, размышлять. «Священник – это контактное лицо Церкви, он должен шутить, рассказывать истории…очень важно давать понять, что он может быть в диалоге», — убежден он.
На своем опыте он знает, что дети могут слушать о Боге пять минут, от силы – семь. «А потом надо «плясать» вокруг этой темы и выдергивать разные примеры. То что владыка и делает. Его речь насыщена массой интересных историй, что очень располагает слушать и прислушиваться к нему, особенно детей и подростков», — отмечает отец Федор. Он советует священникам следовать примеру владыки в разговоре с подростками, чаще говорить о темах, которые им интересны, общаться на «их поле». На практике его прихода эти методы прекрасно подошли: подростки ездили вместе в лагеря, в байдарочные походы, участвовали в исторических играх. И они до сих пор вспоминают это с теплотой.
Священник считает, что для того, чтобы молодежь приходила и оставалась в Церкви, нужно налаживать новый подход к ней и даже в корне менять систему. Он призывает создавать просветительские центры для молодых людей (как это делают католики), изменить отношение к ребенку в церкви, не «шикать на него», а давать больше свободы. Ему должно быть хорошо в Церкви, для того чтобы когда он вырос, он захотел туда вернуться.
Интересно, что в храмах половина прихожан — люди моложе 18 лет, но взрослея, они часто уходят из Церкви. И для того чтобы это изменить, отец Федор предлагает конкретные меры: создавать в храмах комнаты матери и ребенка, делать храм максимально приспособленным к приему семей. «У нас, например, такая комната есть и востребована чрезвычайно!». Он предлашает открывать молодежные клубы при храме, давать возможность бывшим выпускникам воскресным школ встретиться, поговорить. «Пусть будет телевизор, пакетики чая, кресла. Пусть они сидят и смотрят фильмы, разговаривают. Человеку в церкви должно быть телесно хорошо, чтобы он чувствовал, что о нем заботятся», — считает Бородин.
О необходимости модернизации системы, новых реалиях и даже «кризисе Церкви» говорили и другие выступающие. Белановский отмечает, что в православии становится все заметнее «агрессивная борьба», что подход к церковному служению сильно изменился, поставив вопрос о смысле современной церковной конструкции, обрядах. В период пандемии, изоляции многое осталось за скобками, а ничего не произошло и не рухнуло! Получилось, многое можно выключить, а христианство от этого не пропадает. Церковь это «подчиненная конструкция, подпорки для веры», а основным для человека всегда было и остается — личностное общение с Богом.
Протоирей Димитрий Симонов говорил об огромном количестве стереотипов по поводу христианства, искажении понимания роли Церкви. Зачастую люди не понимают, что Церковь – это не предмет веры, а это «институт, который существует по воле Бога». «Это живое общение с Богом, Его присутствие», — уверен он. В свою очередь, протоирей Владимир Архипов предостерегал священников от «заштампованности» в своих выступлениях. Ведь в наше информативное время человеку крайне сложно пробираться сквозь массу этих штампов в интернете, мешающих ему осмыслять Бога самостоятельно, открывать чудо.
Серия семинаров проводится в рамках подготовки к международной конференции по наследию митрополита Антония «Кизис: суд или открывающиеся возможности», которая пройдет в сентябре этого года. Их проводит Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. С началом пандемии семинары стали проходить он-лайн на Youtube-канале Друзей Фонда, что позволило существенно расширить аудиторию участников и слушателей семинара.