митрополит Антоний Сурожский

Богоявление

19 января 1973 г.
Тема: Церковные праздники   Место: Лондонский приход   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды. В начале книги Бытия мы читаем о том, как над водами носи­лось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые су­щества. В течение жизни всего человечества, — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни. Они сохраня­ют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные во­ды: воды потопа, в которых погибли все, которые уже не могли устоять перед судом Божиим. И воды, которые мы видим в тече­ние всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды на­воднений… И вот Христос пришел на Иорданские воды: в этих водах уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством, в эти воды приходили омываться люди кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи. Как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуть­ся в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхож­дения на крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку, когда Бог, хотящий нас спасти от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается веч­ной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь; те­перь созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости, человек Иисус Христос, соединив­шийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что предвеч­ный совет предначертал. Теперь человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, — но всему челове­честву, берет на Свои человеческие плечи весь ужас человечес­кого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, но­сящие в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Креще­ние Господне ближе всего в дальнейшем развитии событий похо­дит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяет­ся с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с на­ми, потерей всего и, победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, прони­занному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин, и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни и делаются способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать  ему нетление, приобщать его кресту, де­лать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия. Как трепетен этот праздник, — и вот почему, когда мы освя­щаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим, — эти воды сошествием Святого Духа делаются водами иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и веч­ную. Вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, тре­петно; вот почему Церковь называет их великой святыней и при­зывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай ду­шевной скорби, на случай греха для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Сейчас мы еще осияны этим праздником: будем вкушать эти воды, будем прикасаться благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Также как в Святых Дарах, так и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и на­чало вечной жизни, вечной славы, — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всём. Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Слава Бо­гу за то, что Он обновляет и человека, и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого. Аминь.

Опубликовано: Николо-Угрешский вестник, 1992 № 1.
Журнал Московской Патриархии, 1994 № 1

«Проповеди и беседы». – Париж: Сурожская епархия, 1995.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет