Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Из сегодняшнего Евангельского чтения с какой силой и ясностью выступает то, что составляет христианина, что характеризует его и что чуждо ему.
Христианин, это человек, который от Бога научился любить так, как на земле никто любить не может. Христос нам говорит, что если вы будете любить тех, кто вас любит — чем вы отличны от других? Если вы будете давать тем, от которых вы ожидаете чтобы-то ни было в ответ, — чем вы отличаетесь от язычников? Любите врагов ваших, благотворите тем, кто вас ненавидит, давайте, не ожидая ничего взамен, и тогда вы будете подобны вашему небесному Отцу, Который даёт и неблагодарным и злым.
Христианин отличается от других не богослужением, не тем, как он внешне молится, не какой бы то ни было внешней формой, а внутренним содержанием, богоподобностью своей любви — и вне этого нет христианина. Св. Ефрем Сирин говорит: Не заключай своей молитвы в одни слова, путь вся твоя жизнь, всякое твое действие будет богослужением, т.е. прославлением Бога и служением Богу. Прославлением Бога — Евангелие тоже об этом говорит: пусть люди видят дела ваши и прославят Отца вашего, Который на небесах; и служением Богу, который стал человеком, служением посильной, непобедимой, ни с чем не сравнимой любовью к людям, для того, чтобы принести в холодный, потемневший, чужой Богу мир вновь любовь непостижимую, ту любовь, которую человек сам в себе не находит, но которой он может уподобиться и приобщиться. Примем эти слова Христовы к сердцу; не благочестие делает христианина, а любовь; не те или иные поступки делают христианина, а любовь, но любовь особенная, любовь, подобная Божьей, любовь, которая готова идти на любые жертвы и себя и своего, для того, чтобы другому стало светло и чтобы жизнь вошла в его жизнь. Если будем так жить, то мы найдем и путь к молитве и путь к поклонению Богу, потому что Он будет родной, потому что беседа с Ним будет естественная, потому что мы будем едины духом с Тем, Кто есть Дух животворящий, ибо Сам Господь — Дух Святой в наших сердцах будет воздыханиями неизреченными возносить молитвы наши к Богу, и сделает нас детьми Божиими в том смысле, который нам позволит Его, Господа, назвать Отцом, став живыми членами Тела Христова. Без этого — врозь, порознь — мы не христиане, без этого наша община — не христианская община, а мы призваны быть Христовыми, друг друга принимать, как нас принял Христос, а на земле быть перед всеми явлением того, что может сделать Бог с людьми, которые Ему поверят, и которые отдадутся в Его руки, чтобы Он из них сделал общество, подобное таинственному троическому обществу — Богу Единому во Святой Троице. Аминь.
Опубликовано: Доброе слово. [Кемерово]. 1991. № 1. Июль. С. 23.