Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
То и дело мы читаем во святом Евангелии о чудесах Христовых; и мы ставим перед собой вопрос: Почему, в те времена, такие вещи были возможны, и так мало чудесного видим мы в наши дни?.. И мне кажется, что на это можно ответить три вещи.
Первое — что мы не видим тех чудес, которые нас окружают; мы всё принимаем как должное, как естественное. Все хорошее от руки Божией мы принимаем, как 6удто так и должно быть. И мы не видим больше, что жизнь — дивное, радостное чудо, что Бог захотел нас сотворить, что от небытия Он призвал нас к бытию, открыл перед нами всё чудо существования. И не ограничился Он этим: Он нас призвал быть вовеки веков Его друзьями, и вовеки веков жить вечной, божественной жизнью. А на земле Он не только дал нам существование и жизнь: Он нам открыл Себя; мы знаем, что Он есть, мы знаем Его во Христе, как Бога такой любви, которая не останавливается и перед собственной смертью для того, чтобы спасти любимого. А что сказать о тех чудесах, еще менее заметных нам, как здоровье, как мир, как дружба, как любовь? Это же всё — сплошное чудо! Купить их — нельзя; принудить кого бы то ни было дать нам свое сердце — невозможно, а столько сердец друг другу открыты, и столько дружбы, столько любви вокруг нас! А наше телесное существование, которое мы принимаем так естественно — разве оно не чудо? И вот, это первое, на что мне хотелось обратить ваше внимание: что вся жизнь — чудо; о, я знаю, что в ней очень много боли, очень много страшного — очень! Но наряду с этим в темноте, во тьме, сияет такой тихий, и вместе с этим, неколеблющийся свет; если бы мы только, как Христос говорит, верили во свет, чтобы быть чадами света, детьми света, носителями света!..
И еще две вещи хочется мне сказать: сегодня мы читали о том, как люди были в нужде, эту нужду апостолы заметили, обратили на нее внимание Господне, и Господь им сказал: Вам надлежит встретить эту нужду, накормить этих голодных людей. Чем? У нас же всего две рыбы, пять хлебов — разве хватит на такую толпу?.. И Христос благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу… И вот, что ожидается от нас для того, чтобы Бог мог свободно, Своей державной властью, сотворить на земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо нее проходим, не раскрываем дверь перед Богом для того, чтобы Он вошел и сделал то, что нам сделать невозможно. И вот: откроем глаза, чтобы видеть нужду людей вокруг себя: материальную, душевную, духовную, тоску и одиночество, и столько других нужд.
И другое, к чему призывает Господь Своих учеников — Дайте всё, что у вас есть — и мы накормим всех… Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы, они всё дали Господу. И потому что все отдали, Царство Божие, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, водворилось, и все насытились. И к нам обращен этот призыв: когда мы увидим нужду — отдадим всё, и всё будет хорошо.
И последнее — из прошлого Евангелия: Видя их веру, Господь совершил исцеление больного… Мы можем принести Богу ту веру, которой не хватает у окружающих нас людей, понести их на нашей вере как на носилках. Но веры недостаточно; в этом событии исцеления расслабленного была не только вера, что Господь может исцелить больного — была к нему заботливая любовь. Если бы вокруг нас, среди нас, была такая любовь, то начало Царствия Божия было бы уже водворено в нашей среде, и Бог мог бы действовать свободно.
Подумаем об этом; потому что каждое чудо Божие было предварено и как бы обусловлено соучастием человека: от нас зависит, чтобы на земле водворилось то Царство, о котором мы просим, мечтаем, но которое мы призваны строить с Богом и во имя Божие. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.