Возможно ли вести занятый образ жизни, со всеми ее требованиями, сохраняя при этом душевный мир?
Думаю, что первое, чему мы должны научиться, это делать выбор. Мы все умеем забывать, и делаем это совершенно естественно, спонтанно, и мы тоже знаем, что забываем мы выборочно. И вот нужно научиться сознательно отбирать то, что мы хотели бы забыть: тогда мы освободимся от множества вещей, засоряющих наш ум.
Какого рода вещи мы обычно удерживаем из тех, от которых по-настоящему нужно бы отделываться?
Обычно это вещи, которые нас непосредственно затрагивают: нам сказали что-то доброе или неприятное; что-то нас ранило, или произвело сильное впечатление. Мы эти вещи удерживаем в памяти, хотя они не имеют никакого значения, кроме как то, что они коснулись нашей жизни, и забываем о другом, имеющем гораздо больше ценности, не будь оно вытеснено нашей близорукостью. Мы должны научиться перестраивать себя подобно тому, как мы отыскиваем «фокус», вглядываясь во что-нибудь. Надо научиться не смотреть слишком близко и иметь чувство перспективы.
Иногда трудно контролировать мысли, которые привязываются к нашему уму или постоянно туда возвращаются; есть ли средство отделываться от тривиальностей и обращать себя к вещам подлинно значительным?
Отчасти это вопрос дисциплины. Всякий, кто учится, студент или школьник, или кто-либо занятый любой работой, должен научиться освобождаться от паразитических мыслей. У нас в голове масса паразитических мыслей, и мы должны научиться «отпускать» их от себя, даже если они очень интересные, и сказать: «Пока что я занят другим». Если практиковаться и расчищать мышление, как садовник расчищает лишние ветки, то очень скоро мы сможем это делать. Вот этому можно научиться.
Когда мы научились сбрасывать излишний «умственный багаж», как затем достигнуть внутренней тишины?
Думаю, прежде всего, надо научиться видеть вещи пропорционально и с долей юмора. Если у вас есть чувство юмора, вы легко поймете, как нелепо чувствовать себя абсолютным центром всего: жизнь так богата, так многосложна, а временами так трагична или так победоносна! И мы меньше тревожились бы о том, что мы делаем или как делаем, если бы поняли, что, в конечном итоге, для верующего всякое действие должно быть действием Божиим через нас. Только если мы устойчивы, только если мы безмолвны, а «молва» по-славянски означает всякую суету, излишнюю озабоченность, — только если мы способны вслушаться в то, что Бог хочет сказать нам, мы будем в состоянии действовать с царственной свободой. И такая тренировка может научить нас внутреннему безмолвию, потому что это заставит нас откинуться и сидеть, и смотреть, так долго, сколько будет нужно, и только потом действовать с уверенностью, которая освобождает нас от ненужной эмоциональной или умственной поклажи.
Можете ли вы сказать в заключение: если научиться внутреннему безмолвию, что это привнесет в жизнь?
Это даст жизни глубину и устойчивость; устойчивость глубин. А когда вы в глубоком покое и безмолвии, вы можете осмотреться кругом, вслушаться, видеть вещи, какие они есть, не проектируя себя наружу. Это даст вам чувство интенсивности жизни и глубины жизни, не только вашей собственной, но всего, вас окружающего. И если думать о деятельности, то только эта устойчивость, это внутреннее безмолвие, позволяющие видеть и слышать объективно, сделают вас способными действовать с уверенностью и действовать объективно — не только в целях самовыражения, но действовать для того, чтобы достичь определенной цели.
Перевод с английского.