В этом году, как часто в течение истории, мы встречаем Рождество Христово почти в той же обстановке, в какой оно случилось около двух тысяч лет тому назад. Мир трагичен как и тогда. Как и тогда, люди с отчаянием и неумирающей, однако, надеждой мечтают о том, чтобы разрешился ужас их бытия. И как часто и с какой болью в душе люди взывают к Богу и говорят: Где Ты? Почему Ты нас оставил? Где Ты, Господи? Почему Ты молчишь? Где Ты, неужели Тебе до нас нет никакого дела?… И как тогда, Церковь Христова, подобно ангелам этой первой рождественской ночи, отвечает: Мы возвещаем вам великую радость, Спаситель родился вам в Вифлееме…
Рождество Христово говорит нам о том, что мир не лежит в своем отчаянии перед лицом безучастного Бога. Рождеством Своим Бог стал человеком. Он вошел в самую ткань и в самую трагедию истории. И когда мы ищем Бога, нам незачем Его искать вне истории человечества, как отдаленного творца, как страшного грядущего судью, как чужого. Мы можем Его искать как родного; в самой гуще, в самой трагедии нашей земной жизни. Он стал человеком.Этим открывается, с одной стороны, бесконечная, непостижимая Его близость к нам, и одновременно тайна Его непостижимого величия.
С одной стороны в Рождестве Христовом Бог делается нам бесконечно близким. Казалось бы, Матерь Его держит живого Бога в Своих объятиях. Казалось бы — весь Бог, это — дитя, беспомощное, в холодной ночи выброшенное из человеческих жилищ, нашедшее себе приют в яслях, в пещере. А с другой стороны, взирая на это дитя, мы с трепетом думаем: Как же это возможно? Как велик и непостижим Тот Бог, Который может стать таким близким, беспомощным и как будто постижимым — как Он непостижим, что Он не боится стать таким уязвимым и близким для нас… И вот, Рождество Христово нам открывает о Боге дотоле совершенно неведомое: Он уязвим; Он может Себя отдать в руки человеческие, чтобы мы поступили с Ним, как хотим. И когда мы это делаем, мы открываем, что любовь Его не умирает, что любовь Его не угасает, что никакие силы земли или ада не могут победить эту участливую живую любовь, которая низвела Бога с неба, которая Его отлучила, как будто бы, от вечного Своего покоя для того, чтобы сделать участником человеческой боли, человеческой тоски, человеческого страха. И этому Богу мы поклоняемся; Его мы любим от всей души; Он нам родной, как мы Ему стали родные, вернее, как мы всегда, того не зная, были родные Ему. И вот почему так велика наша радость. Вот почему мы поём: Слава в вышних Богу! — потому что Он действительно в сердца людей на земле принес непостижимый мир….