Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Слава в вышних Богу, и на земле — мир, в человецех — благоволение… Это — песнь рождественская и это весть, которую от Бога нашего ангелы принесли нашей земле. «Мир земле» пели ангелы в эту, теперь далекую итакую близкую, такую родную ночь, около 2000 лет тому назад: «Мир земле».
Но тот мир, о котором поют ангелы, тот мир, который, если мы только захотим его принять, нам предлагает и даёт Бог, — не абстрактный идеал, и не понятие, а жизнь, и жизнь, у которой есть свои условия и свои требования. Не всякий мир — Божий, и не всякий мир устоит против человеческого насилия, человеческой хрупкости и человеческой, земной неправды. Мир, о котором говорит Господь, обусловлен истиной и обусловлен правдой, справедливостью. Мы часто — и ошибочно — думаем, что правда человеческая и человеческая справедливость начинаются там, где человек дает и воздает, когда он расточает любовь или когда он карает судом. Правда человеческая, земная правда, для того, чтобы она стала действительно божественной, должна быть чем-то большим. Справедливость начинается в тот момент, когда человек даже ценой своей жизни, даже ставя под угрозу опасности то и тех, кто ему дороги, готов другому человеку подарить право быть самим собой, право стать перед Богом и перед людьми со всей ответственностью человека.
А человек велик. Он так велик, что в эту далекую ночь, которую мы сегодня вспоминаем и празднуем, вся полнота Божества соединилась с человечеством, и человечество не пошатнулось, не сгорело, а только достигло полной меры своей, раскрылось во всей своей глубине. Человек слишком велик, чтобы кто бы то ни было, будь то отдельное лицо или совокупность лиц, требовали, чтобы он был порабощен и склонился быглавой. Человек не призван быть рабом, он призван быть сыном Божиим, который ни перед чем на земле не преклоняет своего колена… Справедливость и правда человеческая там начинаются, где мы признаём в другом право быть самим собой и стоять во весь рост своего человечества перед Божиим судом…
Но не только правда обуславливает ту свободу, которую нам принес Господь, но и истина: сознание того, что все, вся совокупность таинственного, безгранного, бездонного должна быть признана нами и нами принята; принята не только чувствами нашими, но принята верой, принята благоговением; а частью этой всемирной, таинственной реальности является живой Бог; и без Бога, без того, чтобы мы Ему воздали славу, не найдем мы на земле мира, не будет среди людей прочного, непоколебимого взаимного благоволения…
Путь к свободе, путь к миру не проходит через успокоенность, несовместим с беспечностью, далеко за собой оставляет и всякую земную уверенность и обеспеченность. Мир может быть построен только предельным мужеством, готовностью к последней и предельной жертве. Если мы справедливостью готовы принять другого человека, не сломить его, но дать ему вырасти в полную меру всего того, чем он может стать, то мир, о котором говорит Евангелие, опасен: он может порой стоить нам жизни и свободы; без этого будет только жалкий мир, который не устоит ни перед Божиим судом, ни перед человеческим. А для того, чтобы построить тот мир, к которому нас призвал Господь, для того, чтобы принять всю совокупность исторического, земного бытия как крест и понести её на Голгофу; для того, чтобы справедливостью принять каждого человека с его таинственной, не только земной, но вечной судьбой, мы должны быть готовы на всё, на любую жертву; и ожидать, что этот мир вожделенный подарим другим кровью своей и жизнью своей …
Мало надеяться, мало воздыхать — но без надежды мы не построим в жизни ничего. Рано или поздно нас осудят за ту жалкую безнадежность, за то трусливое отсутствие надежды и вдохновенья, которые в нас есть. Нам дано Христом знать тот мир, который ничто не может дать кроме Самого Бога. Еще древний пророк говорил: “Они все взывают: «Мир! Мир!» — и не бывает им мира, потому что он строился на изощрениях земных…”
Войдем же в этот новый год, который начинается сегодня для нас Рождеством Христа, помня, что нам дано знать Бога, нам дано Его любить, нам дано Ему поклоняться, нам дано Его прославить, и что только в этом прославлении, только на этой вере, безграничной надежде в Него и посильной любви к Нему и к людям можно построить и человеческий мир, мир любви, мир благоволения взаимного. И тогда, если мы приложим всю свою жизнь к этому, мы иначе сможем воспевать рождественскую песнь; иным сердцем, иным вдохновением — не вожделенным мы его увидим, а совершившимся, и скажем: “Слава в вышних Богу и на земле — мир, в человецех – благоволение”.
Да будет так!