В сегодняшнем Евангельском чтении хочу обратить ваше внимание на две вещи. Во-первых с каким вопросом и с какой просьбой обратились ученики Иаков и Иоанн ко Христу. Христос говорил им: вот, мы входим в Иерусалим, Сын Человеческий будет предан первосвященникам и книжникам, Его изобьют, Его оплюют, Его умучат, Его убьют в конец, но в третий день Он воскреснет. И эти два ученика не заметили ничего из того ужаса, которому должен был быть подвергнут Христос, они только одно услышали, — что Он воскреснет, что Он восторжествует, что Он победит, и что для них это может значить вечная слава, победа и покой. Они не остановились сердцем на том, о чем говорил Христос, предваряя это обетование. Они не обратили внимания на все страдание и ужас, которые предрекал Христос о себе самом; только о себе подумали они: Дай нам, когда Ты победишь, т.е. после того когда пройдет весь этот ужас и Ты воскреснешь, дай нам сесть по правую и по левую сторону от Тебя во власти, во славе…
Разве они так непохожи на нас? Говоря о Христе, разве мы не подходим постоянно к Нему, говоря: «Господи, дай нам причаститься всему светлому, а Ты понеси крест». Мы приходим приобщаться и говорим: «Господи, дай нам оставление грехов, дай нам радость, дай нам новую жизнь, да, приобщи нас к тому, что есть самое сильное, светлое и победное в Тебе». А разве мы думаем о том, что, приобщаясь, мы входим в такое единение со Христом, в такое единство со Христом, что и крест Его должен стать нашим крестом, потому что иначе слишком страшно сказать Господу: «Ты понеси крест, а мне дай покой, Ты умри, а мне дай жизнь, Ты исстрадайся, а мне дай избежать всякое страдание». И когда ученики, подобно нам, пришли ко Христу с этой просьбой: дай нам все светлое, оставь себе тьму и ужас, — Христос сказал: а можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить, т.е. приобщиться той судьбе, которая Моя судьба, можете ли вы погрузиться в тот ужас, в который Я буду погружен? Слово «крещение» значит погружение, значит с головой уйти, потонуть в этом ужасе. И ученики так легко, как мы, говорят: «можем», не подумав ни одного мгновения, о чем говорил Христос. Без греха буду осужден как грешник, буду друзьями забыт и оставлен. Буду предан врагам и им оставлен в добычу, они будут Меня бить, ругаться надо Мной, будут оплевывать и под конец убьют — все это ученики забыли, не подумали, — на все они способны, все могут. Только когда дошло до дела в Гефсиманском саду, все разбежались.
Нам кажется — как они могли это сделать? А мы изо дня в день, когда нам не угрожает никакая опасность, как мы оставляем Христа одного, и в Гефсиманском саду, и на страшной трепетной Голгофе, и возвращаемся праздновать Его воскресение. Вот перед чем стоим мы сейчас в этом Евангельском чтении. Согласны ли мы погрузиться в его ужас? По какую сторону Гефсимании и креста мы находимся? Еще по эту…
Господи, успеть хоть сердцем, хоть желанием, хоть покаянием и стыдом приобщиться, и стоять, трепетно взирая на то, что произошло, приобщаясь непостижимой славе и победе Божьей, но с сознанием: Господи, это же только предварение, дай мне пройти через все, чтобы и мне воскреснуть. Аминь.