Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В бесконечном богатстве личности всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня, из всего этого духовного многообразия святости, всего этого богатства и земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земле Российской просиявших — людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.
Три черты, мне кажется, можно выделить в этом сонме русских святых, как характерные свойства русской святости — не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены на нашей родной земле.
Первая — это бесконечное терпение Господне. Святой апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, и на все надеется, всего ожидает и никогда не перестаёт. И вот, это свойство Христовой терпеливой, бесконечно выжидающей любви, которое так дорого Ему обходится — потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие и страшные картины земли — это терпение Господне выражается и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге, но и такой открытостью сердца, которое никогда не отчаивается о судьбе грешника, такой открытостью сердца, которое каждого принимает, которое последствия этой терпеливой любви готово нести на себе не только подвигом, но и страданием и гонением, не отворачиваясь от гонителя, не отрекаясь от него, не выбрасывая своей любви, но с готовностью — как апостол Павел говорит — погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение.
Другое свойство, которое поразило русский народ в Христе, это величие Христовой униженности. Все народы языческие искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть — лично, каждый человек, и вместе, люди данного народа: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость. И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.
Но явление Божие во Христе — иное, выдумать его было нельзя, невозможно, ибо таким никто Бога не мог бы себе представить: Бога, Который делается униженным, побежденным, Бога, Которого народ окружает насмешкой и презрением, прибив ко кресту, издеваясь над Ним… Таким мог Себя явить Сам Бог, но выдумать Его таким человек не только не мог, но и не захотел бы, особенно если помнить слова этого Бога о том, что Он даёт пример, чтобы мы были такими, как Он был.
И вот, этот образ униженного Христа, этот образ Бога пораженного, Бога побежденного, Который так велик, что Он может вынести и последнее надругание, оставаясь во всей славе и величии Своего смирения, возлюбил русский народ, и теперь любит и теперь осуществляет…
И третья черта, которую мне хочется выделить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской история святость совпадает с явлением и проявлением любви.
Типы святости чередовалась на нашей земле: были отшельники и были монахи, живущие в городах, были князья и были епископы, были миряне и подвижники всякого рода — не забывая и юродивых. Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям. И это — одна из радостей нашей трагической и часто темной и страшной история, что во все эпохи — были ли они светлые или мрачные — красной нитью, золотым узором бежала эта струя Божественной любви, и что где приумножался грех, там преизбыточествовала благодать, и где возрастала человеческая жестокость — там проявлялось новое и новое свидетельство Божией любви, загоревшийся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.
Наши святые, нам родные и близкие, но если мы задумаемся над собой, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни? Не ищем ли мы обеспеченности, а не уязвимости, силы, а не пораженности, славы, а не унижения? — Является ли наша жизнь во всех, или хотя бы в основных её проявлениях любовью, воплощенной в человеке? Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем не сокрушимое терпение, эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого, любовью сиять на доброго и злого, проявлять ту любовь, о которой апостол Павел нам говорит? А если не находим, то мы — вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе, и в русской истории. Тогда мы осколок, мы отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню, хотя бы и на земле чужой, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской — кровью и неугасающей любовью. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.» — Клин: Христианская жизнь, 1999.