Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В контексте проходящего в текущие дни праздника воплощения Сына Божия, Который для того, чтобы спасти всё погибшее, пришел отдать Свою собственную жизнь, все годы Своей жизни среди людей, и также Свою смерть на кресте во спасение всех, особо значительным является рукоположение во диаконство; потому что Господь не только делом, но также и словами сказал нам, что Он пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим, отдать Свою жизнь, чтобы другие могли жить; быть правдой, опять-таки, не только выраженной словами, но целокупностью Своей жизни, и, тем самым, быть для других путем, которым они могли бы достичь вечной жизни,
Когда кого-нибудь призвал Бог, повелел ему придти и отдать себя Ему безраздельно, никогда не зная, чего Господь ожидает от него, кроме полной самоотдачи и готовности послужить, быть свидетелем своей всецелой жизнью и своей всецелой, если нужно, смертью, своим умиранием изо дня в день всему, что чуждо Богу, — как велико это событие!
Сегодня мы учредили нового служителя Божия, — нет, не мы учредили. Бог сотворил; Бог призвал, Бог вскормил; и в рукоположении так ясно говорится, что не возложением моих рук благодать нисходит на раба Божия Иосифа, который по-новому отдает свою жизнь Богу и людям. И опять — в контексте Рождества мы видим, что есть любовь; я говорил об этом в канун праздника; любовь отдает себя, любовь беспомощна, любовь не защищается. Любовь есть дар; но кому?
И снова мы видим, что для Бога каждый человек достоин Его всецелой жертвы. В воплощении мы видим величие человека. Человек так велик, что Бог может стать человеком, и этому наш дьякон должен будет учиться, потому что этому не научишься вдруг. Об этом знаешь теоретически, но на опыте познаёшь только постепенно; я сам только начинаю понимать, о чем говорю. Он должен будет учиться тому, что каждый человек вокруг него есть живой образ Божий, Один из Отцов пустыни сказал: «Кто видел брата или сестру своих, тот видел своего Бога». В таком стоянии наш новый дьякон должен будет осуществлять свое служение; служить каждому из нас, зная, что, поступая так, он служит Богу в Его иконе. Да благословит его Бог на этом пути. Целая жизнь нужна для того, чтобы стать служителем. Дай ему Бог через всю жизнь сходить, ступень за ступенью, в глубины понимания, смирения, сострадания, и из этих глубин служить всякому, как бы низко мы ни пали, как бы недостойны мы ни были быть иконой, образом Живого Бога.
Да благословит Бог также его жену, потому что жена и муж — едино, и рукоположение мужа неминуемо уносит его жену в те же самые глубины служения и самоотдачи, сострадания и любви, щедрого, неограниченного дара себя самой, который есть их общее призвание. Через несколько минут мы помолимся о них, но также и о их родителях, которые их носили, которые их воспитали, которые сделали из них то, что они есть, и которые, поистине будут держать их перед Лицом Божиим в молитве и любви. Да благословит Бог этот день для них и для всех нас, потому что мы нуждаемся в сострадании, и в понимании, и в заботе, и в любви друг друга, а сейчас один из нас был выделен для того, чтобы осуществлять это Христово свойство особым образом.
Да будет благодать Божия с ним и с его женой, та благодать, которая восполняет недостающее и делает цельным немощное; та благодать, о которой Христос сказал апостолу Павлу: Довольно тебе благодати Моей; Моя сила явлена, осуществляется в твоей немощи. И позже познав это на опыте, Павел сказал: Все мне возможно в силе Божией, укрепляющей меня. Но сколько смирения, сколько самопожертвования, сколько самозабвения и сколько любви к другим это требует!
Будем молиться о них! Будем им поддержкой! Будем теми, которые готовы стоять рядом с ними в мгновения сердечной муки, боли, сомнения, колебания, потому что все мы — одно тело и члены друг друга. Аминь.
Опубликовано: Соборный листок № 281, февраль 1995 г.