Анатолий Максимович: Митрополит Антоний, я знал людей, которые становились религиозными, потому что их мучил вопрос о возникновении зла; я также знал людей, которые разочаровывались в религии по этой причине. Первые чувствовали или приходили к убеждению, что понятия добра и зла не могли возникнуть сами по себе, что их должна была создать высшая сила; зачем существует добро, им было, конечно, ясно, а на вопрос о том, почему и для чего существует зло, они надеялись получить ответ от религии. Вторые, те, кто разочаровались в религии, приходили к убеждению, что она не дает ответа на этот вопрос: как сочетать существование всемогущего Бога, олицетворяющего добро, справедливость, с тем, что творится на земле; не только в области человеческих взаимоотношений, но и в природе, где тоже царят хаос, борьба и жестокость. Какой ответ даете вы на этот вопрос?
Митрополит Антоний: Это очень трудный вопрос в том отношении, что действительно можно из одинаковых предпосылок придти или к вере или к сомнению. Мне кажется, что христианин даст приблизительно такой ответ: Да, Бог всемогущ; но Он создал человека свободным и эта свобода, конечно, несет за собой возможность и добра и зла, возможность отклонения от закона жизни или, наоборот: участия в этом законе жизни. И вот этот вопрос свободы является центральным, мне кажется, для проблемы добра и зла. Если бы Бог создал человека не способным на отклонения, он был бы так же не способен ни на что положительное. Скажем, любовь немыслима иначе как в категориях свободы. Нельзя себя отдать, когда нельзя себя отказать; нельзя человека любить, если это чисто механическое соотношение. Если не было бы свободы отказа, отречения, в конечном итоге, от возможности зла, то любовь была бы просто силой притяжения, была бы силой, связующей все единицы, но никак не создающей между ними нравственное соотношение.
А.М.: Почему? Означает ли это, что зло существует для того, чтобы выделить добро в качестве контраста?
М.А.: Нет, я не думаю, что оно существует для этого, но где есть возможность одного, неминуемо встает возможность другого. Конечно, если бы мы были просто такие совершенные существа, которые неспособны сделать ошибочный выбор, зло было бы исчерпано; но как возможность оно все равно бы существовало.
А.М.: А допускаете ли вы то, что Бог, всемогущий Бог, заботится о людях, следит за судьбами человечества, помогает людям, следит за тем, чтобы на земле зло не восторжествовало?
М.А.: Да; в этом я глубоко убежден. И опять-таки, со своей христианской точки зрения мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может все разорить, и все разрушить, а потом — употребляя образы Ивана Карамазова — «ждет» где-то такое в конце времен момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что он не так пользовался данной ему свободой. Таким Бог мне не представляется. Мне представляется Бог ответственный. Бог, Который создал человека и жизнь, но Который не только ждет в конце момента итогов. И самый предел этой ответственности, которую Бог берет за жизнь и за Свои поступки, за Свой творческий акт, это — Воплощение, это то, что Бог делается человеком, входит в историю и до конца погружается в ее трагизм, и где-то разрешает этот трагизм.
А.М.: Как, где Он разрешает этот трагизм?
М.А.: Он его не разрешает внешне, в том отношении, что на земле смерть продолжает косить людей; болезнь, страданье. Но отношение человека к человеку может стать глубоко иным; отношение к собственному страданью может быть совершенно иным; отношение к страданью другого опять-таки глубоко изменяется от этого.
А.М.: Значит вы определенно, как христианин, отрицаете тезис Вольтера, который примерно исходил из того, что Бог создал человека, снабдил его всем необходимым, в первую очередь разумом и затем счел Свою задачу выполненной: если люди будут руководствоваться разумом, то все будет хорошо, если нет — то это их дело. Потому что это, по существу, довольно логичное объяснение; но вы, судя по тому, что вы только что сказали, это категорически отрицаете.
М.А.: Да, такого Бога я просто не могу себе представить, потому что это был бы до того нравственно безответственный поступок, просто безнравственный поступок, который был бы, в конечном итоге, основанием и причиной всего зла; и безответственным, злым поступком, потому что — с какого права такой бог нас создает, нам же на горе, когда Ему от этого ничего не будет, да еще вдобавок будет когда-то где-то нас судить? Какой же это Бог?
А.М.: Вольтер не говорил, что Бог будет судить; он просто говорил, что Бог наделил человека всем необходимым, что Бог создал изумительный механизм, структуру человека, а главное разум (М.А.: «Ну, да…») — почему же это безответственно и почему это было бы преступно?
М.А.: Анатолий Максимович, если бы этот бог создал такой замечательный механизм, то этот механизм не испортился бы так безнадежно; тогда значит бог, который строит этот механизм, просто ужасно плохой механик, никуда негодный. Если такой у нас бог, который даже механизм приличный создать не может, то, право, не о чем говорить.
А.М.: Но как вы объясняете себе тот факт, что Бог, с одной стороны, заботится о людях, а с другой стороны, на протяжении существования всего человечества, несправедливость, в основном, торжествовала над справедливостью. Сперва это объясняли так, что когда человеку приходится плохо, он в этом виноват сам, значит это наказание за какие-то его грехи. Затем это, по-видимому, людей больше не удовлетворяло, и тогда начали говорить о том, что Бог «испытывает» человека, что Он испытывает веру человека — это, конечно, Иов; а когда уже это больше не удовлетворяло, то пришло христианство, которое стало убеждать людей, что страдание — это нечто возвышенное. Вы согласны с такой, несколько упрощенной характеристикой развития человеческой мысли в этом направлении?
М.А.: Я согласен, только те объяснения, которые вы отодвигаете в прошлое, как изжитое, я не до конца вижу изжитыми. Очень много зла, страданья, муки человеческой происходит от греха просто, просто от греха в том смысле, что если человек зол, он причиняет зло и страданье и, кроме того, он себя уродует, он сам делается жутким и перестает быть человеком.
А.М.: Но это совершенно ясно; речь идет о том, что справедливость торжествует над несправедливостью, другими словами, что плохо приходится тем, которые не являются уж такими страшными грешниками, а может быть даже и праведны.
М.А.: Я думаю, что справедливость в этом смысле была бы очень непривлекательна; если бы просто счастье, благополучие было немедленной наградой за добро, то добро было бы как нравственная категория обесценено, это был бы чистый расчет. Я думаю, что добро именно тогда делается добром, когда человек может устоять против несправедливости, против неправды, против страданья, и все равно не отречься от своего добра, от того, что кажется ему — или объективно является — добром. Если человек, скажем, щедр и бывает обманут, и, попробовав раз-другой быть щедрым, приходит к заключению, что это не стоит делать — то щедрость его довольно бедная. Вопрос в том, какова его отзывчивость. И во всех отношениях мне кажется, что добро именно испытывается, поддается пробе тем, что оно сталкивается со злом. Я не говорю, что это хорошо по существу; но, несомненно, человек вырастает в совершенно новое измерение, совершенно новое величие, когда он способен встретиться лицом к лицу со страданьем, с ненавистью, с горем, с ужасами войны, и остаться до конца человечным и еще вырасти в большую меру, скажем, состраданья, пониманья, мужества, способности себя отдать и собой пожертвовать.
А.М.: Это все-таки несколько сложный процесс. Я совершенно, согласен, что конечный результат является желательным, но процесс его достижения очень сложный, это очень трудный путь: и как-то трудно себе представить, что этого нельзя было бы достичь проще. Но скажите: заботится ли Бог о судьбах человечества? Если да, то, как вы объясняете себе такое чудовищное явление, как, например, Гитлер, которое я лично считаю, совершенно исключительным явлением, потому что в этом случае даже не было сделано попытки оправдать злодеяния какими-то высшими, мнимыми этическими соображениями, а было сказано просто и ясно: мы хотим творить зло. Как вы объясняете возникновение такого явления, если вы исходите из того, что Бог заботится о судьбах человечества?
М.А.: Во-первых, да — я убежден, что Бог заботится о судьбах человечества. Во-вторых, я думаю, что если есть свобода в человеке, которая Богом ему дана, Бог уже не имеет права просто стать на пути и эту свободу изничтожить. В конечном итоге получалось бы так: Бог вас делает свободным, в тот момент, когда Вы этой свободой пользуетесь не так, как Ему нравится, Он бы Вас приплюснул — и Вас бы не стало. И получилось бы, что может быть на земле было бы меньше зла – т.е. злодеев меньше было бы, Гитлера бы не было, того не было, сего не было,- а, в конечном итоге, самый злодей из злодеев оказался бы этот Бог, Который с одной стороны дает мне свободу, а в тот момент, когда я ошибаюсь на своем пути или схожу с него по какому-то безумию, Он же меня убивает за нее, уничтожает. Нравственная проблема оказалась бы, я бы сказал, еще хуже первой… И представляете себе тогда жизнь человека? Он бы жил, зная, что если он поступит нехорошо, Бог его уничтожит. Следующая стадия — так как Бог знает и может предвидеть вещи, то, как только у вас зародится злая мысль, Бог может вас уничтожить. Это же хуже концентрационного лагеря! Мы жили бы просто под Дамокловым мечом все время – что, дескать, вот, — убьет, не убьет, убьет, не убьет. Спасибо за такого Бога!
А.М.: Повторите…
М.А.: … Если Бог действительно сделал человека свободным, т.е. способным ответственно принимать нравственные решения, которые отзываются в жизни поступками, то Бог уже не имеет права в эту свободу вторгаться насильно. Он может войти в жизнь, но — на равных правах. Вот как Христос стал человеком — и от этого умер на кресте: да, это я понимаю, если же Он вторгался бы в жизнь в качестве Бога, т.е. со всем Своим всемогуществом, всеведением, и т.д., получилось бы так, что земной злодей, который Богом же одарен свободой, в тот момент, когда он ошибочно, не так, пользуется этой свободой, он стал бы жертвой божественного гнева, т.е. он был бы просто изничтожен, убит, а еще хуже: человек только успел бы задумать какой-нибудь неправый поступок — Бог его тут же уничтожал бы, потому что Бог бы знал, что это в будущем случится, и все человечество жило бы одаренное этой проклятой свободой под вечным страхом: ой, промелькнула злая мысль, сейчас кара придет на меня: ой, мне захотелось чего-то не того — что сейчас будет? Это был бы чудовище, а не Бог, он был бы из злодеев элодей.
А.М.: К чему же тогда сводится божественное вмешательство в судьбы людей?
М.А.: Во-первых, к тому, что Бог в человека заложил закон жизни, т.е. устремленность ко всему тому, что есть полнота торжествующей жизни; скажем, полнота торжествующей любви. Во-вторых, к тому, что Он дал человеку это сознание добра и зла — мы его не выдумали, это не чисто социологическое явление, потому что социологические формы меняются без конца, а понятие добра и зла везде проходит красной нитью.
А.М.: С этим я, совершенно согласен.
М.А.: Дальше: Бог, через людей Ему верных, людей, которые Его знают опытно, молитвенно и жизненно, Свое слово говорил, указывал нравственные мерки, указывал нравственные пути, потому что совесть человека — вещь относительная, более или менее ясная, колеблющаяся. Он дал человеку закон. Он дал человеку правила жизни; а самое главное, Сам Бог вошел в историю воплощением Иисуса Христа, стал человеком и нам на деле показал, что можно пройти через весь ужас жизни, страданья, истории и никогда не заколебаться ни в любви, ни в правде, ни в чистоте, и что такой человек, — пусть он будет исторически уничтожен, разбит, — не побежден. Он достиг полной меры своего человечества, а это действительно победа над злом, гораздо большая, чем, если бы просто зла не было.
АМ.: Спасибо, митрополит Антоний. Это поднимает целый ряд вопросов, о которых я надеюсь поговорить с вами, когда мы встретимся в следующий раз.
Опубликовано: «Беседы о вере и Церкви». – М.: «Омофор», 2017; «Вера». – М.: «Медленные книги», 2018; «Бог: да или нет», М.: Никея.