Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как прекрасны и, на первый взгляд, как просты заключительные слова сегодняшнего апостольского чтения: Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов… — но сколько в них требовательности к нам! Связывая эти слова со Христом, — это означает, что мы должны быть готовы нести тяжесть каждого человека, всякого, будь он нам друг или враг, представляется ли нам его тягота величественной и благородной, или это ношение так же унизительно для нас, как оно оскверняет самого человека.
Христос стал человеком и взял на Себя всю тяжесть не только нашего тварного состояния, но и обстоятельства мира в его падшем состоянии, и больше того: Он поднял на Себя бремя, сокрушающую тяжесть жизни каждого к Нему приходящего: не только больных, не только тех, которые в нужде, не только тех, кто был чист и подвергался гонению, но и тех, которые купались в грязи, тех, кто действительно, как казалось другим, был плох в самой сердцевине их существа. Но сквозь темность, ослеплявшую людей, Христос видел свет в глуби, Он видел Божественный образ, запечатленный в самых глубинах каждого человека, и к этому образу Он обращался, эту жизнь вечную, покоящуюся в каждом, Он прикосновением, словом пробуждал к Своему присутствию.
Поэтому, когда мы слышим слова Павла, что мы должны нести тяготы друг друга, это означает, что мы должны обернуться к нашему ближнему именно на основании готовности Христа никогда не отвергнуть никого, никогда не увидеть ни в ком такого человека, для которого нет больше надежды. Когда тяготы, которые нам дано нести, благородны, трагичны, то нам кажется, что нам легко это сделать. Легко испытать сочувствие и сострадание к гонимым, быть полным сочувствия и сострадания к тем, кто в отчаянной материальной нужде, кто в душевной муке или кто страдает тем или иным образом. Легко, на мгновение, сострадать с теми, кто болен телесно; но насколько труднее иметь чувство сострадания, устойчивое, неколеблющееся сострадание к тем, кто болеет очень долго и это требует нашего внимания из недели в неделю, иногда годами, а иногда десятилетиями. И тем более — к людям, которые расстроены умственно и которые нуждаются в нашем внимании еще, может быть, больше, кому нужно, чтобы мы были рядом постоянно, поистине несли их на наших плечах: кто из нас способен на это?
Но есть и еще один путь такого ношения тягот друг друга. Примеры, которые я вам дал, были о тяготах, которые бременем лежат на других и которые нам предстоит только разделить, и то на мгновение. Мы только на несколько часов навещаем больного; только короткое время несем тяготу тех, кто в душевной муке, в горе, потому что, побыв с ними, поддержав их, выразив всю нашу подлинную озабоченность, мы уйдем и сложим с себя эту тяготу, в то время как другой будет нести ее дальше.
Но насколько бывает труднее, когда бремя ложится на нас самих. И такое бремя, которое не облагораживает нас ни в наших собственных глазах, ни в глазах других, но есть просто чистое, уродливое страдание, бедствие: неодобрительная нелюбовь других, ненависть других, злословие и клевета, и много, много другого, чем наши ближние могут сделать нашу жизнь почти невыносимой для нас. Как трудно тогда думать о них не только как о причине гибели нашей жизни, но как о людях, которые слепы, которые не понимают, что они делают… В ектениях мы молимся, прося Бога быть милосердным к тем, кто ненавидит нас и творит нам злое, которые замышляют и творят зло в отношении нас!
А как часто бывает, что люди и не замышляют ничего, и ничего в виду не имеют, но просто и совершенно бездумны. И тогда, как трудно бывает увидеть этого человека как кого-то, кого мы должны поднять на себя, со всеми последствиями, и привести этого человека перед Бога; привести перед Бога уродство, мелочность, бездумно намеренную жестокость — принести это перед Бога и сказать: Прости, Господи! Они не знают, что они делают!..
И вот, эти слова — такие прекрасные и такие вдохновляющие: несите тяготы друг друга, и так вы исполните закон Христов — требуют от нас великодушия, устойчивости и мужества, и уподобления Христу, далеко превосходящих то, что мы обыкновенно готовы дать большинству людей, даже людям, которых мы любим, чьи тяготы мы готовы поднять на время — а затем предоставляем нести их им самим…
И вот, давайте задумаемся о каждом человеке, знакомом нам, начиная с самых близких, у которых на нас есть права или, которые обременяют нас самым своим существованием или тем, как они себя ведут. А за ними — всмотримся дальше, и научимся принимать тяготу и нести ее, как Христос нес: до смерти на кресте. Аминь.
Опубликовано: «Альфа и Омега». 1999. № 4(22)