Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вспоминаем сегодня святых Иосифа Аримафейского и Никодима, двух тайных учеников Христа, двух учеников, которые в течение Его жизни по страху боялись открыто о себе заявить и которые нашли в себе изумительное мужество объявить себя Его учениками, когда Он был в глазах всех поражен, когда Он был побежден. Тогда, в тот день, в ту страшную Пятницу, которая, казалось бы, была смертью всего святого, когда Бог казался побежденным, когда любовь была отвергнута, когда Христос был распят — в тот день они нашли в себе непоколебимое мужество заявить себя учениками побежденного Христа. Перед этим Иуда Его предал, перед этим Петр трижды от Него отрекся, перед этим Иоанн , который потом стоял бесстрашно у креста Господня, стоял и слушал в доме архиереевом, как Христа осуждают, присуждают к смерти… Все ученики бежали, все скрылись, Он остался один в распятии, — только Мать и Иоанн не отошли от Него, только жены-мироносицы стояли поодаль и смотрели на то, что происходит. И когда кончилось всё, тогда Иосиф и Никодим оказались верными, победили страх и открыто себя заявили учениками Христа…
Какой это дивный нам пример; как легко мы стоим рядом с нашим героем, как легко мы стоим с победителем, как нам нетрудно бывает и в битве, когда есть надежда на победу. Но когда всё кончено, когда поражение полное, когда наш вождь уничтожен, когда никакой надежды нет, потому что его больше нет, — как нам трудно бывает встать и заявить себя верными слову, которое мы слышали… И это бывает не только по отношению ко Христу, к Богу; это бывает по отношению к самым близким, к самым дорогим людям, когда они покрыты позором, когда они отвержены, когда они поражены, когда уж нет никакой надежды на их оправдание, на победу: разве мы находим в себе мужество сказать: Мы были его другом, его подругой, мы были друзьями! Мы останемся верными тому, что мы любили, в том, кого вы поразили, убили, обесславили, унизили, отбросили от себя…
Вдумаемся в это мужество; в нашей жизни это мало что нам стоит — только страх какого-то позора, только боязнь, что над нами будут смеяться за нашу верность, за нашу наивность. Тогда же вопрос был о жизни и о смерти, об отверженности, подобной той, которая постигла Христа… Нам это легко было бы делать; но есть ли в нас та дивная верность, которая может устоять перед лицом поражения?
Вдохновимся мы этим примером, примером жен-мироносиц, которые не побоялись стоять у креста, которые не побоялись прийти ко гробу, и примером Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных учеников; и тогда и быть верными в течение всей жизни окажется нам под силу.
Аминь.