Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Уйди, уйди от нас, уйди из наших пределов!»— говорил народ, который предпочел то, что ему было дорого: богатство, стада, невзволнованность жизни -— здравию, исцелению человека; уйди — Ты у нас отнимаешь то, что нам дороже человека… Уйди от нас, — говорил Великий Инквизитор, — Ты нам мешаешь строить земное добро, мешаешь обеспечить счастьем безмолвное, безответственное стадо; уйди! Ты им открываешь пути, по которым им слишком трудно будет идти… Уйди от нас! — говорили вожди еврейского народа перед лицом Пилата, — а раз Ты Сам не уходишь — пусть сила земная, грубая сила нас от Тебя избавит… И к Пилату обращались со словами: Распни, распни Его, чтобы не звучала больше на наших улицах эта страшная проповедь о безусловной, крестной любви, это безумие о Царстве кротости и смирения, самоотречения, любви, отдающей всё; потому что ничего нет более ценного, нежели человек…
И через всю историю звучит этот крик: Уйди! Ты стоишь на нашем пути к благополучию, к беспечности, к забвению… Это говорит через всю историю человеческий род… А мы? Неужели мы, единственные, с небольшой горсточкой учеников, кто этого страшного слова, прямо или косвенно, никогда не говорим и никогда не сказали? Вспомним притчу Христову об овцах и козлищах: разве не приходил к нам человек в нужде, и разве мы не говорили ему: «Уйди!»? Человеку нечего было надеть, но мы ему отвечали: Поношенного у меня ничего не осталось, а нового, хорошего я тебе отдать, конечно, не могу — уйди!.. Не подходил ли нищий к нам на дороге, и не отвечали ли мы ему, держа в сумке купленную еду: Я истратился, не могу тебе дать ничего… Из сумки мы ничего не вынули, из кошелька ничего не дали; сказали — Уйди… Или просто, что, может быть, еще страшнее, нарочно его не увидели, прошли мимо, скользнули взором, так что он знал, что мы его видели, но что он для нас не существует; из бытия прогнали его в небытие… Бывает, что и вор, и преступник постучится в нашу дверь: Я прямо из тюрьмы, мне нужно немножко денег, мне надо одеться, чтобы найти работу… И сколько раз такой слышал от мнимого верующего: С такими, как ты, я не общаюсь — уйди!.. Сколько раз бывало, что надо было в больнице посетить больного — но нет! — там можно заразиться, туда лучше не идти! Пусть он идет своим путем, — а с моей дороги уйди!..
Так было когда-то, когда в декабрьскую ночь пожилой мужчина, который вез с собой беременную молодую мать, стучался во все двери вифлеемские; ни одна дверь не открылась: У нас тихо, у нас тепло, мы собрались семьей — чужой нам не нужен, ищи другого пристанища, уйди в ту пещеру, в загон, где бедняки держат своего вола, осла; от нас уйди!..
Сколько раз бывало в жизни каждого — в моей и в вашей — что человек с горем приходил, когда у нас на душе была весна, и ему говорилось: Уйди, не отравляй нашу радость! В нашем доме брак, в нашем доме именины, в нашем доме ликование — не омрачай этой радости: так мало ее бывает!.. А бывает, что человек придет в дом горя, и ему скажут: Уйди! И у нас темно, и у нас горя вдоволь — не прибавляй, чаша полна, через край переливается — уходи от нас!..
И так, можно было бы образов, примеров дать без конца, не из жизни чужой — из своей, из моей, из вашей… И так поступили со Христом; а Спаситель не сказал ли нам: Что вы сделали одному из малых сих, вы сделали Мне? — Значит, Ему мы говорили: Уйди! Ты нас лишаешь того, что нам дороже Твоего присутствия и тех, кого Ты так возлюбил, что Ты за них отдал Свою жизнь, Свою страшную Гефсиманскую ночь, Свое телесное распятие, оставленность Богом на кресте: всё это мне нипочем; Ты их так любишь — не я …
Мы не говорили «Распни, распни Его», но разве когда человек умирает от голода, когда человек истосковался в одиночестве, когда он брошен, когда ему нет места среди людей, как Христу не оказалось места даже умереть в граде Иерусалиме — разве это не прикованность ко кресту, не распятость, не смерть в оставленности, медленная порой, горькая смерть, где раньше тела умрет вера в человека и вера в Бога, умрет и погаснет надежда, потускнеет и умрет любовь…
Вот, о чем нам говорит такая нам привычная эта притча; весь этот рассказ ведет к тому, что сказано было Христу в тот момент, когда Он явил Свое состраданье, и милосердие, и любовь, и Божественную силу — уйди. Ты у нас отнимаешь земное, а небесного нам не нужно… Вспомним слово Спасителя и опомнимся: Ищите прежде Царствия Божия — и всё приложится: именно приложится; не отнимется, но найдет свое место там, где небо на земле, и будет тогда полнота. Аминь!
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.