Митрополит Антоний Сурожский

Исцеление Гергесинских бесноватых

8 июля 1990 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В одном из Евангелий тому отрывку, который читался сегодня о исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской, предшествует короткий рассказ о том, как Христос вместе с учениками пересекал Галилейское море. В пути их застала буря. И в Евангелии говорится, что Христос спокойно спал, положив голову на подушку. И апостолы вскричали — не с молитвой, а возмущенно: «Неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?» Христос встал, с печалью посмотрел на них и сказал: «О, маловеры!» Потом обратился к буре и повелел ей стихнуть.

Не это ли так часто случается с нами? Мы чувствуем, что мы в опасности, в нужде, мы обращаемся к Богу, требуем Его внимания, хотим, чтобы все происходило по нашей воле — и ответа нет. Бог как будто спит, и нам кажется, что Ему безразлично, что Он, подобно Христу в лодке, спокойно почивает, пока мы, Его создания, взываем и стонем в беде.

Не следует ли нам чему-то научиться? Да, мы не на море, мы не в лодке, вокруг нас нет физической бури. Но бури бушуют вокруг нас и внутри нас, и мы обращаемся к Богу, потому что хотим, чтобы Он разрешил нашу проблему. А Христос уже давно сказал, что если бы у нас была вера хоть с горчичное зерно, мы могли бы горы передвигать. Значит ли это, что у нас нет веры даже с горчичное зерно? Нет веры и, следовательно, нет ни мужества, ни понимания: нет мужества чтобы противостоять буре, нет понимания, чтобы увидеть в буре пути Божии? Ведь Господь сказал Исаии: «Мои пути — не ваши пути, и Мои мысли — не ваши мысли. Мои пути выше ваших путей, и Мои мысли выше ваших мыслей…» Неужели мы ничему не научились из Евангелия, из нашей жизни в том удивительном обществе, которое мы называем Церковью, где Бог и человек пребывают вместе? Неужели мы не понимаем, что в силе Божией, нас укрепляющей, мы можем противостать буре, для этого не требуется чуда, требуется только иметь веру? Это первое.

А в сегодняшнем Евангелии мы видим еще другой образ. Христос пришел в землю этих бесноватых. Здесь Он не остался бездеятельным, пассивным, Он не уклонился: Он действует, Он исцеляет бесноватых. И что же случается, как на это отзываются жители? Они в ужасе, потому что увидели такое проявление силы Божией, которое повергает их в страх, а не в благоговение. И они просят Христа удалиться: «Оставь нас, уйди!..» То, что Христос совершил Свое дело, исцелил, спас этих людей, не важно, для них важно, какой ценой это произошло: они лишились своих свиней…

Опять-таки, не это ли бывает и с нами? Мы просим Бога войти в нашу жизнь, и внезапно мы обнаруживаем, что Бог входит не так, как нам хотелось бы! Он не входит в нашу жизнь для того просто, чтобы навести в ней порядок так, как нам того хочется. Он обращает мертвую упорядоченность нашей жизни в хаос, но такой хаос, который несет в себе многие возможности — но мы этого не хотим! Мы держимся за то, что у нас было: спокойная жизнь без проблем, без великий событий, главное, без всяких трагических событий!

Неделю назад мы читали рассказ о сотнике, которому Христос сказал: «Я приду и исцелю твоего слугу». И тот ответил: «Нет, Господи, нет нужды Тебе приходить, я верю, что Тебе достаточно сказать слово — и все будет в порядке…» Не требуется, чтобы Христос Сам пришел; а в нашей жизни — как часто Он произносил Свое слово: все Евангелие — слово Христово, обращенное к нам, все Евангелие состоит из слов, которые несут жизнь вечную. Вы, наверное, помните тот случай, когда слова Христа показались неудобопонятными тем, кто Его окружал, и многие отошли от Него. Христос обратился к двенадцати ближайшим ученикам и спросил: «Не хотите ли, и вы уйти?» — и Петр ответил: «Куда нам идти? У Тебя глаголы вечной жизни!» Христос никогда не говорил о вечной жизни, не описывал ее; Его слова вечной жизни выражались в том, что пробуждали вечную жизнь в тех, кто слушал, кто слышал, у кого были уши чтобы слышать. «Скажи слово, и исцелится слуга мой!» Христос говорит, — почему же мы, Его слуги, не исцеляемся? Потому что мы не хотим слушать.

В другой случае, раньше, Петр сказал Христу: «Выйди от меня, я человек грешник». Он сказал это, когда увидел чудесный улов рыб на море Галилейском. Я недостоин. Я грешник… Произносили ли мы когда-либо такие слова? Чувствовали ли мы, что недостойны Христова посещения, что не может Он прийти под наш кров, стать нам близким, быть с нами, делать для нас все, в чем мы нуждаемся? Да, быть для нас, словно слуга, исполняющий то, в чем мы нуждаемся…

Так ли мы отзываемся на Евангелие? Подумаем о Петре, о его благоговейном страхе, потому что он увидел дела Божии; подумаем и о тех людях, которые тоже увидели дела Божии. Они тоже сказали: «Уйди, Господи!» — но несколько по-иному. Кто мы: Петр или жители-гергесинцы?

И еще: мы страдаем, мы в нужде, — хватает ли у нас веры сказать: «В силе Христовой, меня укрепляющей, я могу встретить мое страдание, мою нужду»; или мы оборачиваемся к Богу и говорим: «Спаси меня — Ты Сам! Я не готов терпеть это испытание!»

Задумаемся об этом. Каждое слово Божие — спасение для нас, если мы слушаем его, если отзываемся на него. Будем слушать — глубже, чем я говорил сегодня, будем перечитывать эти места, вдумываться в них, находя в них то, чего я не разглядел. И будем все, в меру своего понимания и за пределом собственных сил, в духе и силе Христовых, жить согласно Его слову.

Аминь.

Пер. с англ

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: