С сегодняшнего дня мы вступаем в подготовительные недели к Великому Посту. И открывается это время напоминанием о нашей слепоте, рассказом о том, как Спаситель Христос вернул зрение человеку, много лет его не имевшему и сидевшему при пути обездоленным, слепым, нищим.
Мы все в той или иной мере нищие, не обладающие богатством Божиего Царства; и прежде всего, потому что мы слепы. Видимое нам закрывает невидимое; кажущееся нас ослепляет к тому, что на самом деле есть. Если мы читаем Евангелие, мы в нем всё время встречаем людей, которые в глазах всех окружающих были грешниками, к жизни непригодными, недостойными человеческого общения. И в них Христос Своим прозрением умел видеть того человека, которого создавал Бог первоначально и которым этот, отверженный другими людьми человек мог стать, если бы только в него поверили, если бы только глаза окружающих людей открылись и не были больше ослеплены видимым, а начали бы прозревать невидимое.
Один духовный писатель спрашивает: Почему, когда жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, они не смогли видеть Христа? Почему Мария Магдалина была так слепа, что не могла видеть ангелов? Почему Петр пришел ко гробу и ничего не увидел?.. И ответ, который дается этим писателем, мог бы нам послужить уроком; Мария Магдалина не видела того, что было перед ее глазами, потому что она вся была погружена в свое горе; кроме себя она не ощущала ничего, кроме своего горя она не переживала ничего; глаза ее были обращены внутрь — но не в глубины, а в боль, которая раздирала ее душу. А Петр тоже ничего не мог видеть; он весь был погружен в сознание своей греховности, своей измены Христу, он только об этом мог думать, он только себя мог ощутить, он ничего не взвидел вокруг себя, кроме того мрака, который окутывал его сознание: горе… И он тоже был слеп к видению ангелов.
Разве не так бывает с нами? Разве наша погруженность в наше горе, наши заботы, нашу в том или в другом отношении вину не закрывают наши глаза к невидимому? А вера это именно зрение вещей невидимых; зрение, уверенность, что они есть — не зрение глазами, но глубоким ощущением души… Вот почему Христос говорит так часто: Вера твоя тебя спасла — потому что человек вдруг оторвался от себя, оторвался от обычного, от видимого, от того, что так достоверно, и поверил, что помимо этого есть невидимое, гораздо более глубокое, широкое, значительное, чем то видимое, к которому он прильнул…
Мы все слепы; видимое для нас закрывает всю Божию любовь, всю красоту нашего ближнего, все дивные возможности собственной нашей души и души ближнего. И мы можем вырваться из этого плена видимого, только сказав: Верую! — и посмотрев новыми глазами на себя, на всё окружающее и на Бога, и тогда начнется новая жизнь. Аминь.