Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
4 декабря 2018г.  в 19:00
Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского

Искусство быть любимым

На семинаре выступит: Архимандрит Савва Мажуко – насельник Свято-Никольского мужского монастыря, г. Гомель.

Текст доклада:

часть 1 — http://www.matrony.ru/otets-savva-mazhuko-s-chego-nachinaetsya-iskusstvo-byit-lyubimyim/

часть 2 — http://www.matrony.ru/arhimandrit-savva-mazhuko-ne-stesnyaytes-voshishhatsya-drug-drugom/

Текст для обсуждения: «О Евхаристии» («Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди». М., 2004. С. 142-144).

Вопросы:

  1. Радость – дар или задание?
  2. Как научиться искренне «за все благодарить», по слову апостола Павла?
  3. Почему принимать бывает гораздо сложнее, чем дарить?
  4. Как можно благодарить, когда творится зло?
  5. За что не стоит благодарить?

  Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова адрес: ул. Нижняя Радищевская, д.2 (м. «Таганская»-кольцевая), тел. для справок: +7(495)915-10-80, +7(965)130-63-26

Видео семинара здесь

×
О семинаре
Два семинара фонда “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”

29 октября 2018 года фонд “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского” и Дом русского зарубежья им.Александра Солженицына провели семинар “Как быть христианином в повседневной жизни” в форме дискуссионных групп. Этот четвертый по счету в 2018 году семинар продолжил линию предыдущих: “О мужестве и страхе” (май), “О правде и лжи” (март), “Как быть христианином дома?” (январь). Все семинары 2018 и 2019 года являются подготовкой к 7-й международной конференции по наследию митрополита Антония Сурожского, которая пройдет в Москве  13-15 сентября 2019 года.

Организаторы семинара на этот раз поставили вопрос так: “Митрополит Антоний говорит, что «наше призвание — быть тем местом, где Бог сво­бодно действует, и теми людьми, через которых Он действует свободно». Очень, казалось бы, простой путь к тому, чтобы выполнить свое христианское предназначение. Но как это осуществить на практике, в круговороте современной жизни?”

Задолго до семинара всем участникам  было предложено заранее прочитать текст митрополита Антония «Созерцание и деятельность». (На странице мероприятия в социальных сетях фонда  этот текст также публиковался фрагментами, т.к. текст оказался глубоким и насыщенным, и его проще было осмыслить по частям). В этом тексте, точнее в этой речи, произнесенной в 1972 году в Великобритании, митрополит Антоний рассматривает два понятия — созерцание христианина и деятельность христианина. С одной стороны, вне созерцания Бога нет, “но если не воспринимать созерцание как удел монашеской жизни, то что это в гуще общественной жизни?’’, — спрашивает митрополит. Как созерцать и действовать? “Творческое разрешение, — пишет митрополит Антоний, — мы находим в Евангелии, если мы не разводим эти два понятия как несовместимые”. Деятельность Христа определяется не предметом, но внутренней интенцией. Он действует от милосердия и любви. Деятельность христианина может и должна быть целесообразна, планомерна и успешна, но не в этом суть. “Христос во всей своей деятельности, во всем бытии выражал, делал конкретной волю, любовь Божью. Христос — динаминка божественная во плоти”. Деятельность христианина — “это когда мы вместе участвуем в спасении мира, но не деятельность в плане моей личной жизни”. В плане личной жизни люди вполне деятельные натуры, но как наша человеческая природа отзывается на вызовы большого мира, напрямую не касающиеся меня? Что и как ответить на вызовы современности и быть той “божественной динамикой во плоти”, о которой сказал митрополит?

Поразмышлять вслух над этими вопросами на семинар были приглашены Ксения Валерьевна Лученко (журналист, кандидат филологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС) и Елена Юрьевна Садовникова (президент фонда “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”, кандидат биологических наук). А также все гости семинара: после общей части зал был разделен на 7 групп, в которых продолжилась дискуссия.

В ходе дискуссии между Ксенией Валерьевной Лученко и Еленой Юрьевной Садовниковой произошло интересное преображение понятия “повседневной жизни”, которое вышло далеко за пределы быта и дома и стало понятием “повседневная жизнь глобального контекста”. Они размышляли о том, что может ответить христианин на такие вызовы современности как толерантность, гендерные вопросы, цифровые технологии, глобальные перемены в образовании? Что христианин может ответить внутри себя? Что и как он может ответить на эти вопросы внешнему миру, светскому, христианскому? Как выстраивается коммуникация между христианами разных поколений? Между старшими поколениями и поколениями “Y” и “Z”, между молодыми поколениями и их детьми? Коммуникация, креативность, коллаборация, критическое мышление — основы современной педагогики. Как в эти четыре “К” вписывается христианство?  Как слово Божье христианин поколения “Z” и “Y”передает своим детям? Есть ли Бог в боте в Telegram? Митрополит Антоний говорит, что “мы часто реагируем, но очень редко действуем”. Однако если действие — это неразрывная часть созерцания (это “таинственная связь между глубинами молчания и произнесенным словом”), и действие — это о спасении мира, то совершенно по новому видится действие православных микроинфлюенсеров, проповедующих через  современные средства коммуникации. Совершенно по-новому можно увидеть себя, если созерцательно и деятельно отнестись к актуальным вопросам современности.

Открывали и завершали семинар видеофрагменты из архива фонда “Духовное наследие…”, в которых владыка Антоний размышляет об одухотворенной повседневности, о том, как “не скользить по поверхности вещей”, но видеть за всем, что всегда есть повод для благодарности.

Завершил годовой цикл семинаров 4 декабря 2018 семинар “Искусство быть любимым: о благодарности”. Гостем семинара был архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря, Гомель.

Организаторы заранее для подготовки к семинару предложили подумать над следующими вопросами: “Радость — это дар или задание?”, “Как научиться искренне “за все благодарить”, по слову апостола Павла?”, “Почему принимать бывает гораздо сложнее, чем дарить?”, “За что не стоит благодарить?”. Для прочтения к семинару организаторы предложили текст митрополита Антония  “Об Евхаристии”.  Приведем отрывок из размышлений митрополита: «Радость начинается с благодарности. Мы не умеем быть благодарными. Конечно, мы бываем благодарны, когда что-нибудь уж очень замечательное случится или когда человек для нас что-нибудь сделает, что нас глубоко тронет. Но мы не замечаем бесконечного количества дивных вещей, которые с нами бывают, и поэтому вместо того чтобы радоваться все время — о мелочах, может быть, но как бы животворным образом,- мы ждем каких-то больших событий, которые дали бы нам повод к радости: найти невесту, жениться, получить повышение, успех какой-нибудь…».

О том, как с благодарностью принимать жизнь, о ежедневной радости христианина, о состоянии благодарности у о. Саввы (Мажуко) есть несколько статей и книга. О.Савва пристально вглядывается в человека, он много размышляет о благодарности и радости христианина. «Господь с нами и в горе, и в радости. Каждый эпизод моей биографии неповторим и благословлен Его присутствием», — напоминает о. Савва. — Софиология страдания должна быть дополнена софиологией радости”.

Почему человеку трудно благодарить за хорошее? Трудно принимать подарки? Трудно принимать помощь, дать другому возможность  позаботиться о себе. Как он сам признается “вопросов больше, чем ответов”. О.Савва говорит: “И здесь мы встречаемся с тем, что христианство, в общем-то, начинается с этого чувства благодарности, благодарного ликования. Но я бы не сводил его только к благодарности. Мне кажется, что если мы говорим только о благодарности, это все-таки вопрос этикета, вопрос эмоций. А человек призван не просто к благодарности, он — существо благословляющее. Мы знаем определения человека — хомо сапиенс, хомо фабер, хомо эректус, другие какие-то. Человек существо символическое, как говорит один из современных философов. А человек — это существо благословляющее, вот о чем говорит нам Евангелие. Он должен bene dicere — благословлять, хорошо говорить. Это человек, который вдруг видит красоту вокруг себя, и он должен говорить об этом ликующе, восхищенно. О том, что вы хорошо выглядите, вы очень красивы. <…> в нашем церковном дискурсе есть определенный аскетический зажим, который не позволяет опускаться нам в это bene dicere, в этот ликующий, благословляющий восторг, порыв”.

Отец Савва дает три духовных упражнения, очень своевременных в рождественский пост, в преддверии праздника, в ожидании даров. Быть жертвенным — это очень верно, при этом жертвенность нужно уравновесить искусством быть любимым. Первое из этих упражнений — научиться замечать чужой труд и красоту. Видеть и замечать красоту вокруг себя и искренне выражать это восхищение. Восхищаться людьми, хотя бы каким-то малейшим вещам. Пусть сердце будет максимально щедрым! Второе — научиться просить о помощи. И третье – научиться принимать подарки с ликованием. (И  искренне выбирать и дарить подарки, не ожидая взамен — тоже научиться!)

Видео с семинара в хорошем качестве будет опубликовано в конце декабря, но уже и сейчас на странице facebook.com/mitrasfund  на стене можно найти запись видео-трансляции семинара, которая велась в режиме реального времени.

Следующий семинар состоится 29 января 2019 года. Информацию о нем вы найдете в наших соцсетях facebook.com/mitrasfund   и vk.com/mitrasfund, а также на сайте Фонда www.antsur.ru

 

Автор: Александра Базулина