Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как мы тоскуем порой о том, чтобы под наш кров, к нам, пришел Христос, чтобы Его присутствие было ощутимо, чтобы Он был так близок к нам… Бывает это, когда нас удручает болезнь, телесная болезнь; бывает, когда горе нас удручает, когда охватит отчаяние, когда жизнь пуста, когда не видать будущего; бывает это в минуты более светлые, когда душа тоскует о том, чтобы влилось в нее вечное, чтобы ей раскрыться, чтобы прорваться через и насквозь всех ограничений земли. И бываем мы тогда в горе и в тоске: Господи, приди! Господи, неужели Ты не услышишь моего зова? Неужели Ты останешься далеким? Господи, приди же Ты! …. С такой тоской, но в другом духе, в Священном Писании зовут Дух и Невеста, которые взывают Господу о том, чтобы пришел конец времен, чтобы прошло бы время и чтобы настала вечность: Приди, Господи Иисусе, приди скоро!… Но в нашем случае мы просим только о том, чтобы Господь пришел и размыкал нашу тоску, исцелил нашу болезнь; в последнем же случае Невеста и Дух ждут, чтобы всё прошло: земля, и небо, и время, и чтобы остался только Господь в Его славе, перед нами, среди нас и Духом Своим Святым в нас самих.
Это время придет; но можем ли мы честно, совестливо сказать, что и мы вливаемся в эту великую и страшную молитву Церкви-Невесты и Духа Святого о том, чтобы прошло все, чтобы прошло время, чтобы не стало земли, не стало ничего из того, что мы знаем, и чтобы настало вечное Царство Божие? Едва ли; не хватает в нас веры, не хватает простого, ласкового доверия к Богу, что когда это будет — всё будет… А на земле мы продолжаем взывать: Господи! Приди к нам!.. Мы боимся того, чтобы Господь не сказал: Разорву Я пелены времени и пространства, разорву и все то, что держит воедино небо и землю и настанет Царство, и войдете вы в него… Мы говорим: Господи, нам боязно неизвестное, но Ты вступи в ту область, которая нам так известна, в область, которая нам родная, своя, войди в нашу скорбь, войди в наше горе, войди в нашу временную жизнь, и только исцели; сделай, чтобы они были не такими мучительными, не такими горькими, не такими страшными! Исцели мое тело, сделай цельной мою жизнь, выправь мою жизнь…
И Христос, то приходит ощутимым образом, а то мы ждем, и думаем: Неужели не придет Господь?.. И из глубин времен нам говорит сотник, язычник, о котором мы сегодня читали: Господи! Тебе ли придти в мой дом? Нет, Господи! Не надо! Я недостоин этого! Но скажи только одно слово — и всё будет хорошо!..
А это слово у нас есть; это слово звучит, поёт, гремит на каждой службе, когда мы читаем Евангелие; это слово мы можем читать у себя дома: слово Христа, слово исцеляющее, преображающее, слово силы и света, слово жизни и духа, такое слово, которое никто на земле произнести не может, потому что Божие слово проникает до глубин человека, до самых его глубин, и всё преображает. У нас есть это слово…
И вот, когда сгустилась тьма, когда охватит страх, когда гнетет болезнь, когда душа охвачена тоской, когда надежда колеблется, обернемся к Господу, и скажем: Господи! Я недостоин того, чтобы ощутимо, чудесно Ты сейчас мне явился! Но у меня есть Твое слово, живое и животворящее, дивное, преображающее слово — и обратимся к этому евангельскому слову, возьмем в руки эту святую и божественную книгу, и прочтем, что говорит Господь. И представим себе, что сейчас Он нам эти слова говорит… И тогда преобразится все вокруг нас; душа вострепещет, жизнь войдет в жизнь, Христос Своим державным и живоносным словом будет под нашим кровом, под кровом души, среди нас, в нашей семье, в нашем горе или в нашей радости… Научимся этой вере и этому смирению сотника, язычника; Я недостоин, Господи, чтобы Ты вошел под мой кров, но скажи одно слово — и всё будет хорошо. Аминь.