Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Литургия начинается не тогда, когда священник произносит первый возглас; она начинается тогда, когда все верные собираются вместе в церкви, составляя Церковь живого Бога, царское священство Его Церкви; потому так грустно, когда люди приходят поздно, лишая себя и других этой радости, радости первой встречи, радости предстояния друг с другом перед лицом Бога.
Второе, существенное качество начала литургии — тишина. Мы приносим с собой множество забот и трудностей; но перед тем, как обратиться к Богу, нам надо обрести тишину. Я подчеркиваю, что те, кто приходит в церковь до начала литургии, должны пребывать в молчании и собранности; они не приходят сюда для светской встречи, они приходят, чтобы объединиться в молитве. Те, кто разговаривает, грешат против Бога и против тех, кого они лишают молитвенной тишины. Только в тишине можно обрести молитву; молитва возникает только тогда, когда плоть замолкает и стоит в страхе и трепете перед Богом. Надо учиться молчанию, покою, чтобы услышать и познать тишину церкви, так как она есть тишина Божьего присутствия среди нас.
Нам знакома та тишина, которая иногда находит на нас, когда мы одни, и которая чудесным образом наполняет одиночество; тишина, которая объединяет два существа; тишина, которая обретается в глубине человеческой. Если мы не прерываем эту тишину, мы слышим слово, беседу, идущую в глубине человека; тогда наши уста начинают говорить в страхе и трепете; каждое слово будет тогда целомудренным, трезвым, и будет выражать тишину.
Мы все знаем это состояние; но почему же мы не даем ему вселиться в нас, когда мы стоим перед Богом в Его Церкви? Из-за беспечности и неопытности. Научимся же приходить рано, научимся соблюдать тишину и молиться. Не будем прерывать царственную тишину и будем стоять перед Богом, объединимся в одно друг со другом и с Господом. Тогда, молясь первыми словами литургии, мы сможем выразить всё богатство, на которое способна душа человеческая, обращенная к Богу!
Аминь.