Митрополит Антоний говорит, что «наше призвание — быть тем местом, где Бог свободно действует, и теми людьми, через которых Он действует свободно». Очень, казалось бы, простой путь к тому, чтобы выполнить свое христианское предназначение. Но как это осуществить на практике, в круговороте современной жизни?
На предстоящем семинаре мы хотим начать разговор о том, как строить свой день человеку, следующему за Христом, как относиться к вещам, к самой жизни, к профессии и работе, к браку и детям, к культуре и образованию, к творчеству, к окружающему нас миру. Какой самый для нас жгучий вопрос мы задали бы митрополиту Антонию о повседневной жизни, о том, как сочетать заповеди Христовы с требованиями окружающей нас действительности?
На семинаре выступят:
Лученко Ксения Валерьевна, журналист, кандидат филологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС.
Садовникова Елена Юрьевна, кандидат биологических наук, президент фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»;
Обсуждение пройдет в формате дискуссионных групп.
Текст для обсуждения: «Созерцание и деятельность». Труды. М.: Практика, 2002. Т. 1. С. 417–446.
Вопросы:
1) Входит ли наша повседневная жизнь в противоречие с заповедями, с Евангелием? Помогают ли тексты Владыки в попытках подступиться к этому противоречию?
2) Что Владыка считает самой сутью христианской жизни?
3) Какие темы и вопросы о христианской жизни хотелось бы обсудить на предстоящей конференции?
Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова.
29 октября 2018 года фонд “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского” и Дом русского зарубежья им.Александра Солженицына провели семинар “Как быть христианином в повседневной жизни” в форме дискуссионных групп. Этот четвертый по счету в 2018 году семинар продолжил линию предыдущих: “О мужестве и страхе” (май), “О правде и лжи” (март), “Как быть христианином дома?” (январь). Все семинары 2018 и 2019 года являются подготовкой к 7-й международной конференции по наследию митрополита Антония Сурожского, которая пройдет в Москве 13-15 сентября 2019 года.
Организаторы семинара на этот раз поставили вопрос так: “Митрополит Антоний говорит, что «наше призвание — быть тем местом, где Бог свободно действует, и теми людьми, через которых Он действует свободно». Очень, казалось бы, простой путь к тому, чтобы выполнить свое христианское предназначение. Но как это осуществить на практике, в круговороте современной жизни?”
Задолго до семинара всем участникам было предложено заранее прочитать текст митрополита Антония «Созерцание и деятельность». (На странице мероприятия в социальных сетях фонда этот текст также публиковался фрагментами, т.к. текст оказался глубоким и насыщенным, и его проще было осмыслить по частям). В этом тексте, точнее в этой речи, произнесенной в 1972 году в Великобритании, митрополит Антоний рассматривает два понятия — созерцание христианина и деятельность христианина. С одной стороны, вне созерцания Бога нет, “но если не воспринимать созерцание как удел монашеской жизни, то что это в гуще общественной жизни?’’, — спрашивает митрополит. Как созерцать и действовать? “Творческое разрешение, — пишет митрополит Антоний, — мы находим в Евангелии, если мы не разводим эти два понятия как несовместимые”. Деятельность Христа определяется не предметом, но внутренней интенцией. Он действует от милосердия и любви. Деятельность христианина может и должна быть целесообразна, планомерна и успешна, но не в этом суть. “Христос во всей своей деятельности, во всем бытии выражал, делал конкретной волю, любовь Божью. Христос — динаминка божественная во плоти”. Деятельность христианина — “это когда мы вместе участвуем в спасении мира, но не деятельность в плане моей личной жизни”. В плане личной жизни люди вполне деятельные натуры, но как наша человеческая природа отзывается на вызовы большого мира, напрямую не касающиеся меня? Что и как ответить на вызовы современности и быть той “божественной динамикой во плоти”, о которой сказал митрополит?
Поразмышлять вслух над этими вопросами на семинар были приглашены Ксения Валерьевна Лученко (журналист, кандидат филологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС) и Елена Юрьевна Садовникова (президент фонда “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”, кандидат биологических наук). А также все гости семинара: после общей части зал был разделен на 7 групп, в которых продолжилась дискуссия.
В ходе дискуссии между Ксенией Валерьевной Лученко и Еленой Юрьевной Садовниковой произошло интересное преображение понятия “повседневной жизни”, которое вышло далеко за пределы быта и дома и стало понятием “повседневная жизнь глобального контекста”. Они размышляли о том, что может ответить христианин на такие вызовы современности как толерантность, гендерные вопросы, цифровые технологии, глобальные перемены в образовании? Что христианин может ответить внутри себя? Что и как он может ответить на эти вопросы внешнему миру, светскому, христианскому? Как выстраивается коммуникация между христианами разных поколений? Между старшими поколениями и поколениями “Y” и “Z”, между молодыми поколениями и их детьми? Коммуникация, креативность, коллаборация, критическое мышление — основы современной педагогики. Как в эти четыре “К” вписывается христианство? Как слово Божье христианин поколения “Z” и “Y”передает своим детям? Есть ли Бог в боте в Telegram? Митрополит Антоний говорит, что “мы часто реагируем, но очень редко действуем”. Однако если действие — это неразрывная часть созерцания (это “таинственная связь между глубинами молчания и произнесенным словом”), и действие — это о спасении мира, то совершенно по новому видится действие православных микроинфлюенсеров, проповедующих через современные средства коммуникации. Совершенно по-новому можно увидеть себя, если созерцательно и деятельно отнестись к актуальным вопросам современности.
Открывали и завершали семинар видеофрагменты из архива фонда “Духовное наследие…”, в которых владыка Антоний размышляет об одухотворенной повседневности, о том, как “не скользить по поверхности вещей”, но видеть за всем, что всегда есть повод для благодарности.
Завершил годовой цикл семинаров 4 декабря 2018 семинар “Искусство быть любимым: о благодарности”. Гостем семинара был архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря, Гомель.
Организаторы заранее для подготовки к семинару предложили подумать над следующими вопросами: “Радость — это дар или задание?”, “Как научиться искренне “за все благодарить”, по слову апостола Павла?”, “Почему принимать бывает гораздо сложнее, чем дарить?”, “За что не стоит благодарить?”. Для прочтения к семинару организаторы предложили текст митрополита Антония “Об Евхаристии”. Приведем отрывок из размышлений митрополита: «Радость начинается с благодарности. Мы не умеем быть благодарными. Конечно, мы бываем благодарны, когда что-нибудь уж очень замечательное случится или когда человек для нас что-нибудь сделает, что нас глубоко тронет. Но мы не замечаем бесконечного количества дивных вещей, которые с нами бывают, и поэтому вместо того чтобы радоваться все время — о мелочах, может быть, но как бы животворным образом,- мы ждем каких-то больших событий, которые дали бы нам повод к радости: найти невесту, жениться, получить повышение, успех какой-нибудь…».
О том, как с благодарностью принимать жизнь, о ежедневной радости христианина, о состоянии благодарности у о. Саввы (Мажуко) есть несколько статей и книга. О.Савва пристально вглядывается в человека, он много размышляет о благодарности и радости христианина. «Господь с нами и в горе, и в радости. Каждый эпизод моей биографии неповторим и благословлен Его присутствием», — напоминает о. Савва. — Софиология страдания должна быть дополнена софиологией радости”.
Почему человеку трудно благодарить за хорошее? Трудно принимать подарки? Трудно принимать помощь, дать другому возможность позаботиться о себе. Как он сам признается “вопросов больше, чем ответов”. О.Савва говорит: “И здесь мы встречаемся с тем, что христианство, в общем-то, начинается с этого чувства благодарности, благодарного ликования. Но я бы не сводил его только к благодарности. Мне кажется, что если мы говорим только о благодарности, это все-таки вопрос этикета, вопрос эмоций. А человек призван не просто к благодарности, он — существо благословляющее. Мы знаем определения человека — хомо сапиенс, хомо фабер, хомо эректус, другие какие-то. Человек существо символическое, как говорит один из современных философов. А человек — это существо благословляющее, вот о чем говорит нам Евангелие. Он должен bene dicere — благословлять, хорошо говорить. Это человек, который вдруг видит красоту вокруг себя, и он должен говорить об этом ликующе, восхищенно. О том, что вы хорошо выглядите, вы очень красивы. <…> в нашем церковном дискурсе есть определенный аскетический зажим, который не позволяет опускаться нам в это bene dicere, в этот ликующий, благословляющий восторг, порыв”.
Отец Савва дает три духовных упражнения, очень своевременных в рождественский пост, в преддверии праздника, в ожидании даров. Быть жертвенным — это очень верно, при этом жертвенность нужно уравновесить искусством быть любимым. Первое из этих упражнений — научиться замечать чужой труд и красоту. Видеть и замечать красоту вокруг себя и искренне выражать это восхищение. Восхищаться людьми, хотя бы каким-то малейшим вещам. Пусть сердце будет максимально щедрым! Второе — научиться просить о помощи. И третье – научиться принимать подарки с ликованием. (И искренне выбирать и дарить подарки, не ожидая взамен — тоже научиться!)
Видео с семинара в хорошем качестве будет опубликовано в конце декабря, но уже и сейчас на странице facebook.com/mitrasfund на стене можно найти запись видео-трансляции семинара, которая велась в режиме реального времени.
Следующий семинар состоится 29 января 2019 года. Информацию о нем вы найдете в наших соцсетях facebook.com/mitrasfund и vk.com/mitrasfund, а также на сайте Фонда www.antsur.ru
Автор: Александра Базулина