Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
В двух местах в своих посланиях апостол Павел особенно настаивает на том, как мы должны друг друга принимать. В одном из них он нас призывает быть щедрыми и любвеобильными в гостеприимстве: «Потому, — говорит он, — что многие, оказывая гостеприимство людям, приняли в свои дома ангелов.» Не в том, может быть, смысле, что небесные силы видимо посетили их дома, а что в лице скромного, незамеченного странника к ним часто — к нам часто! — стучится в дверь вестник Божий, человек, который является иконой страждущего Христа, образом Спасителя, стоящего у нашей двери и стучащего, и молящего о том, чтобы эти двери раскрылись, и чтобы Ему, бездомному, одинокому, обездоленному, был дан приют.
Эти двери — не только вещественные двери наших домов, не только вещественная кровля наша; должны открыться более сокровенные двери, двери наших сердец, должны широко раскрыться, чтобы человек мог проникнуть в ту глубину, где не только наша любовь его встретит, но где встретит его любовь Божия, разливающаяся в наших сердцах. Раскрыть должны мы замкнутые наш умы, чтобы понять, принять человека… Так отверзая двери наши, мы действительно часто примем ангелов, вестников Христовых, которые нам приносят с неба спасение, призыв к милосердию, к состраданью, к любви, призыв к тому, чтобы уметь, как апостол Павел говорит, радоваться с радующимися и плакать с плачущими.
А в сегодняшнем послании апостол Павел нам говорит, что нам надлежит научиться друг друга принимать так, как нас принял Христос. Тот же апостол Павел в другом послании изумляется о том, как нас полюбил Господь, какую любовь Он нам явил во Христе: «Едва ли, — говорит он, — в обычной жизни кто свою душу, свою жизнь положит за друга, а Христос пришел Свою жизнь отдавать за нас, когда мы еще состояли во вражде с Богом. Он пришел умереть за врагов, Своих и Божиих, чтобы, видя эту крестную, жертвенную любовь, люди содрогнулись сердцем и раскрылись ответно на любовь… Так и мы друг друга принимаем; в нашу жизнь входят и через нее проходят бесчисленные люди; они нам не враги, они нам не друзья, и проходят они незамеченными, даже не забытыми, — а никогда не видимыми. И проходит человек, которым надеялся на встречу с человеком и не встретил никого… Мимо него прошел человек, по нем скользнул невидящий взор, не услышан был его голос, и он ушел, порой, во тьму, в одиночество, в отчаяние…
Приходят и в наш храм люди, никогда здесь не бывавшие; и как, должно быть, больно видеть, после того, как вы приложились ко кресту, как друг встречает друга, родной — родного, знакомый — знакомого, как сияют улыбки, как загорается радость встречи. И как человеку трудно, должно быть, стоять, окруженным чужой радостью, окруженным людьми, которые друг другу свои, без того, чтобы кто-нибудь на него взглянул, кто-нибудь его увидел, кто-нибудь его приветствовал и тоже сделал своим… А, вместе с этим, здесь мы все — свои, мы все — родные, если мы только все Божии и все Христовы… Не так мимо нас проходит Христос, не так скользит Его невидящий взор и замыкается Его слух: Его взор останавливается на каждом из нас, проникает в глубины сердца, встречает каждого там, где сгустилось горе, или там, где блеснула вечная радость. Научимся и мы друг друга так встречать, как встречал бы нас в этом храме, в жизни, дома Христос — зрящим взором, открытым слухом, широко, глубоко открытым сердцем, внимательным умом и волей, желанием, порывом друг друга принять, утешить, обрадовать, сделать своим, ввести в Царство Божие. И тогда не нужно нам будет много говорить о том, что оно собой представляет и каково оно; каждый приходящий к нам, каждый встречающий нас, и единично, и вместе, узнает, что такое Царство, где живет Господь и где качествует любовь. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». – М.: «Гранат», 2014.